Новости Севастополя

Начиная с конца февраля 2015 года, в Севастопольских СМИ не утихают страсти о нарушениях Законодательства Севастополя и регламента Законодательного Собрания города Севастополя в части порядка проведения пленарных заседаний сессии Парламента города. Лишь немногие депутаты не боятся не только в открытую сказать об этом, как Председателю Законодательного Собрания Алексею Чалому и своим коллегам по сессионному залу, так и привлечь внимание Прокуратуры Севастополя к данной проблеме, которая входит в систему.

Последней каплей стало внеочередное заседание, состоявшееся 22 мая, где Алексея Чалого и его команду интересовали лишь земельные интересы. Была предпринята попытка поставить себя выше федеральных властей и доказать, что детский оздоровительный лагерь «Омега» передан в собственность Министерства Обороны Российской Федерации с нарушениями и должен быть возвращен городу. Ставший знаменитым уже на весь мир скандал между Александром Хирургом Залдостановым и Алексеем Чалым по поводу земельного участка у горы Гасфорта разгорелся тоже после этого заседания.

Устное заявление депутата Бориса Колесникова от фракции Единая России к Прокуратуре Севастополя обо всех нарушениях, которые допускаются при созыве подобных заседаний, прозвучало для депутатов как гром среди ясного неба. Послушные «нажиматели кнопок» переполошились как куры в курятнике, в который залезла лиса.

Спустя 10 дней, 2 июня дело приобрело новый оборот. Борис Колесников отправил Прокурору города Севастополя Игорю Шевченко развернутый письменный запрос. Мы приводим его полный текст без купюр.

Официальный запрос в прокуратуру Севастополя

«»О нарушениях требований законодательства при проведении внеочередных пленарных заседаний сессий Законодательного Собрания города Севастополя»

22 мая 2015 года на внеочередном пленарном заседании сессии Законодательного Собрания города Севастополя мной было сделано устное заявление на имя прокурора города Севастополя о нарушениях законодательства при проведении внеочередных пленарных заседаний сессий Законодательного Собрания города Севастополя проведенных 22 апреля 2015 года и 22 мая 2015 года. В зале присутствовал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры города Севастополя Рубцов Александр Владимирович.

Считаю необходимым конкретизировать сделанное мной устное заявление и сообщить следующее: Основанием для созыва внеочередного пленарного заседания 22 мая послужило требование девяти депутатов законодательного Собрания, которые, изучив информационное письмо прокуратуры города Севастополя «О состоянии исполнения законодательства об отдыхе и оздоровлении детей в г. Севастополе» от 12.05.2015 года (исполнитель старший помощник прокурора города по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Харцызова Наталья Муратовна) обратились к Председателю законодательного Собрания, который издал соответствующее распоряжение

В соответствии с частью 2 статьи 20 Регламента законодательного Собрания города Севастополя, требование о созыве внеочередного заседания Законодательного Собрания должно содержать обоснование необходимости его созыва и проекты вносимых законов и (или) постановлений. Ни обоснования необходимости созыва внеочередного заседания, ни проектов Постановлений представлено не было. Последнее обстоятельство лишает права депутатов готовить свои выступления аргументы, вопросы, поправки к Постановлению. В любом случае и 22 апреля и 22 мая Постановления приняты с грубым нарушением статьи 31 Регламента Законодательного Собрания, поскольку проекты Постановлений не принимались за основу, попытки обсудить их и внести возможные поправки были пресечены Председателем Законодательного Собрания. Кроме того, что касается процедуры принятия Постановлений № 255 от 22 апреля 2015 «О реализации Концепции социально-экономического развития города федерального значения Севастополь на 2015-2030 годы», №34 от 22 мая 2015 года «О соблюдении федерального законодательства и законодательства города Севастополя при распределении имущественных и земельных ресурсов города Севастополя» и № 303 от 22 мая 2015 года «О соблюдении федерального законодательства об отдыхе и оздоровлении детей в городе Севастополе», они не соответствуют предмету регулирования постановлений Законодательного Собрания города Севастополя, установленных статьей 3 закона Севастополя № 24 ЗС от 3 июня 2014 года и приняты без соблюдения законодательной процедуры, установленной частью 2 статьи 14 Закона № 24 ЗС, в которой определено что законы города Севастополя и Постановления законодательного Собрания города Севастополя принимаются в двух чтениях. Вышеназванные Постановления процедуру, предусмотренную для второго чтения, не проходили.

Данные Постановления также нельзя считать вынесенными во исполнение контрольных функций законодательного Собрания города Севастополя, поскольку в соответствии с требованиями статьи 39 Регламента законодательного Собрания города Севастополя: Порядок организация выполнения контрольных функций Законодательного Собрания определяется Положением об организации выполнения контрольных функций Законодательного Собрания, утверждаемым председателем Законодательного Собрания.

До настоящего времени такой порядок не разработан и не утвержден. По этой причине часть 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35 ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», регулирующая формы осуществления контрольных полномочий Законодательным Собранием, фактически является не действующей.

Относительно самих Постановлений необходимо отметить следующее:

В Постановлении Законодательного Собрания № 304 от 22 мая 2015 года указано следующее: «1. Предложить Правительству Севастополя… Принять меры по прекращению договорных отношений, возникших на основании договора аренды, заключенного в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя № 369-ПП от 12.05.2015 год».

Вместе с тем статьей 39 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35 ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя» установлено, что Законодательное Собрание в порядке взаимодействия с Губернатором и Правительством Севастополя может предложить Губернатору внести изменения и (или) дополнения в правовые акты Губернатора или прекратить их. Договор, хоть и заключенный на основании Постановления Правительства, не является правовым актом, может быть расторгнут, прекращен, изменен только по основаниям указанным в Гражданском Кодексе РФ. Предложения законодательного Собрания города Севастополя о прекращении договорных отношений является превышением компетенции законодательного органа, предусмотренного действующим законодательством.

Постановление законодательного Собрания № 255 от 22 апреля 2015 года содержит требование к Правительству Севастополя, которое изложено в следующей редакции: «Поручить Правительству Севастополя до конца мая 2015 года разработать и представить Законодательному Собранию города Севастополя следующие документы…»

Считаю, что Законодательный орган не наделен правом давать поручения органу исполнительной власти. В соответствии с требованиями статьи 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конституционный принцип самостоятельности ветвей государственной власти нашел свое полное отражение в части 1 статьи 23 федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации», в которой указано: «В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно». Принцип самостоятельности ветвей государственной власти на уровне субъекта федерации не исключает взаимного контроля, но полностью исключает административную подчиненность, к элементам которой относится выдача указаний Правительству Севастополя.

Вышеприведенные замечания в полной мере относятся и к Постановлению Законодательного Собрания города Севастополя № 303 от 22 мая 2015 года «О соблюдении федерального законодательства об отдыхе и оздоровлении детей в городе Севастополе» приятному на внеочередном пленарном заседании.

Кроме того, на внеочередном пленарном заседании сессии законодательного Собрания обсуждались вопросы связанные с отдыхом и оздоровлением детей, изложенными в информационном письме прокуратуры города, но в текст принятого Постановления вошли вопросы которые не обсуждались на заседании, но, тем не менее, по ним принято решение.

Отдельного внимания заслуживает информационное письмо прокурора от 12 мая 2015 года «О состоянии исполнения законодательства об отдыхе и оздоровлении детей в г. Севастополе»

В частности в письме прокуратуры города Севастополя указывается: «Учитывая, что до настоящего времени не определен уполномоченный орган, осуществляющий управление в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, не разработаны и не приняты ведомственные нормативно-правовые акты в указанной сфере, в том числе по вопросам, контроля за соблюдением качества санаторно-курортных и оздоровительных услуг, обеспечения безопасности и отдыха детей…..»

Далее фраза обрывается, оставаясь незаконченной. На нее можно было бы не обращать внимания, если бы не то обстоятельство что на момент проведения внеочередного пленарного заседания соответствующее решение Правительства уже существовало и было размещено на официальном сайте Правительства Севастополяhttp://sevastopol.gov.ru/docs/253/6241/  Распоряжение от 18.05.2015 г. № 407-РП «Об определении в городе Севастополе органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление управления в сфере организации отдыха детей и их оздоровления».

Кроме того на сайте правительства Севастополя имеются:

Постановление о создании межведомственной комиссии по организации отдыха детей и их оздоровленияhttp://sevastopol.gov.ru/files/iblock/2c6/394_pp.pdf

Постановление «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка семьи и детей города Севастополя на 2015 год»http://sevastopol.gov.ru/files/iblock/f16/392_pp.pdf

Далее Прокурор указывает: «Аналогично, без получения заключения соответствующей комиссии, что является нарушением п. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ, распоряжением Правительства Севастополя от 29.01.2015 № 24-РП имущественные комплексы детских оздоровительных лагерей «Нахимовец» и «Прибой» переданы государственному унитарному предприятию «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» (далее — ГУП «АО Севвинзавод») в целях осуществления организации уставной деятельности данного предприятия.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей, относятся к организациям, осуществляющим обучение.

Положениями ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-Ф3 предусмотрено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, которые создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Вместе с тем, пунктами 1.3, 2.1 Устава ГУП «АО Севвинзавод», утверждённого распоряжением Правительства Севастополя от 13.10.2014

№ 328, предусмотрено, что указанное предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли. ГУП «АО Севвинзавод» правом ведения образовательной деятельности не наделено и использовать детские оздоровительные учреждения по их целевому назначению не может».

Вывод прокурора о том, что детские лагеря «Нахимовец» и «Прибой» являются образовательными организациями, вряд ли можно считать правомерным. Часть 1 статьи 31 вышеуказанного закона, на которую ссылается прокурор, как на обоснование своих выводов звучит так: «К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица» Как видим различные организации и иные юридические лица могут относиться к организациям, осуществляющим обучение, только если они наряду со своей основной деятельностью осуществляют образовательную деятельность, что подтверждается частью пунктом 19 статьи 2 -Ф3 № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в которой указано: «организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

В противном случае нам пришлось бы признать организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а значит требующими получение лицензий огромный список социально-ориентированных организаций города и всех иных юридических лиц.

Следующим пунктом письма прокурор указывает: «Кроме того, Правительством Севастополя при передаче имущественных комплексов детских оздоровительных лагерей «Нахимовец» и «Прибой» в ГУП «АО Севвинзавод» нарушены требования п. 2 ст. 8-1, ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона города Севастополя от 07.08.2014№ 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», поскольку право на распоряжение объектами собственности города Севастополя возникает только после их включения в Реестр собственности города Севастополя, который осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.

Однако, до настоящего времени имущественные комплексы детских оздоровительных лагерей «Нахимовец» и «Прибой» в реестр имущества города Севастополя не внесены»

Прокурор действительно верно цитирует содержание законов.

При этом в соответствии с п.п. 3, 5, 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» все органы, учреждения, предприятия, иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, признаны органами, учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем, вся публичная собственность признана собственностью города Севастополя.

Вместе с тем Согласно ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе удостоверяющие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Исходя из выше изложенного, следует, что если право собственности было ранее (до 01 марта 2014 года) зарегистрировано в установленном законом порядке, то оно считается ранее возникшим правом. Права на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, возникшие до принятия Крыма и Севастополя в состав РФ, признаются юридически действительными. Перерегистрация таких прав не обязательна и проводится по желанию их правообладателей.

Т.е Правительство Севастополя вправе распорядиться имуществом, даже если оно не было включено в реестр собственности.

Далее в своем информационном письме прокурор указывает следующее: ««Согласно распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» принято решение о безвозмездной передаче из собственности города Севастополя в федеральную собственность имущества, указанного в приложении

к распоряжению. Под порядковым номером 36 приложения к данному распоряжению указан военный городок № 174 (бухта Омега, площадь земельного участка 4,4163, 16 строений), под которым Правительство Севастополя учитывает объект — детский оздоровительный лагерь «Омега».

Указанный объект был построен и введен в эксплуатацию как комплекс пионерлагеря «Омега» на основании акта государственной приемки здания № 22, утвержденного решением исполкома

Севастопольского городского Совета народных депутатов «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию зданий государственными комиссиями» от 30.06.1980 № 13/557. Впоследствии объекту присвоен адрес: г. Севастополь, ул. Челнокова, 10.

Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского Флота, подписанным 28.05.1997, ратифицированным 24.03.1999 и вступившим в силу 12.07.1999 определен перечень и параметры объектов ВМС Украины в г. Севастополе, к которым отнесены 4 объекта медицинской службы: 41 инфекционный госпиталь (военный городок №102, расположенный на земельном участке площадью 4,9 га), 2114 медицинский склад (военный городок № 384, расположенный на земельном участке площадью 1,01 га), санаторий-профилакторий военных строителей «Омега» (военный городок № 174, расположенный на земельном участке 7,17 га), детский оздоровительный лагерь «Омега» (без присвоения статуса военного городка, расположенный на земельном участке площадью 4,5 га).

Таким образом, детский оздоровительный лагерь с момента его строительства и ввода в эксплуатацию и до настоящего времени является детским оздоровительным учреждением, относящимся к объектам социальной инфраструктуры для детей, статус военного городка с номером № 174 ему никогда не присваивался».

Такой вывод вызывает недоумение, так как достаточно посмотреть текст международного Соглашения между Российской Федерацией и Украиной «О параметрах раздела Черноморского флота» от 28 05.1997 года https://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%D09706092 в котором четко указано, что детский оздоровительный лагерь «Омега, расположенный в городе Севастополе, на земельном участке площадью 4.5 га, имеющий 19 строений, является военным городком № 174.

Также не соответствует закону замечание прокурора о том, что до настоящего времени в реестре имущества города Севастополя имущественный комплекс детского оздоровительного лагеря «Омега» отсутствует. Данное обстоятельство не может являться препятствием для передачи имущества в федеральную собственность в силу прямого указания содержащегося в части 3 статьи 9 Закона №46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в которой указано: «Отсутствие государственного (кадастрового) учета объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав города Севастополя на недвижимое имущество, подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность».

Вывод прокурора о том, что, «вследствие многочисленных нарушений Правительством Севастополя федерального законодательства и законодательства города Севастополя при реорганизации и перепрофилировании объектов социальной инфраструктуры для детей количество объектов отдыха и оздоровления детей, находящихся в собственности города Севастополя, сокращено на 70 % (с 7 до 2 учреждений), что не позволяет в полном объеме обеспечить право детей города Севастополя на отдых и оздоровление, .не соответствует приведенным в письме доводам. Из текста письма следует, что из собственности города Севастополя выбыл только ДОЛ «Омега» в связи с передачей в федеральную собственность. ДОЛы «Нахимовец» и «Прибой» хоть и переданы в аренду, но находятся в государственной собственности Севастополя, также в собственности города находятся детские санатории «Солнышко» и «Теремок». Таким образом, вопреки утверждениям прокурора в собственности города Севастополя находятся шесть из семи объектов отдыха и оздоровления детей.

В связи с вышеизложенным:

Прошу Вас проверить приведенные мной доводы, при наличии оснований применить меры прокурорского реагирования.

О принятом решении прошу уведомить меня письменно в установленный законом срок, по адресу: город Севастополь, улица Ленина, дом 3 , депутату Законодательного Собрания города Севастополя Колесникову Б.Д.

2 июня 2015 года Депутат законодательного Собрания города Севастополя Колесников Б.Д.»

Наши корреспонденты держат руку на пульсе и внимательно следят за развитием событий. Если Прокуратура Севастополя подтвердит приведенные Борисом Колесниковым аргументы, то возможен вариант скандального снятия с должности Председателя Законодательного Собрания, а возможно и открытие уголовных дел за грубые нарушения Законодательства Российской Федерации и Севастополя. Остается надежда, что Севастопольцы наконец-то прозреют и на следующих (возможно внеочередных, а они, по словам Бориса Колесникова, вполне вероятны) выборах в Законодательное Собрание города Севастополя изберут действительно достойных депутатов, а не «команду стратегов без навыков законотворчества».

Вячеслав Шандор