Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 18 июля 2015/. Летний сезон обострил давнюю проблему Севастопольцев – ограничение в свободном доступе к морю. Если выражаться языком федерального законодателя, то речь идет о свободном доступе к водным объектам. Уже замечаются попытки сноса заборов преграждающих путь к вожделенной воде и даже высадки «десанта» на недоступную прибрежную территорию, оккупированную «проклятым частным собственником».

Проблема эта не нова, еще в законодательстве Российской империи закреплялось понятие бечевника — береговой полосы в десять сажен, находящейся в общем пользовании и свободной для нужд судоходства и лесосплава. Собственник не мог мешать такой деятельности, а льгот не существовало. Полоса использовалась для погрузочно-разгрузочных работ, причала и починки судов, согласно с началами Уложения царя Алексея Михайловича, по отношению к водным сообщениям подтверждалось, чтобы прибрежные владельцы на пространстве бечевника допускали проход и проезд людям, занимающимся подъемом речных судов, позволяли баркам и другим судам останавливаться у берегов, причаливать к ним и выгружать свои товары, вообще не препятствовали законному пользованию бечевником и не повреждали его.

Современное законодательство не отстает от положений древней Русси. Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими федеральными законами

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров

И самое главное: Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, дает определение понятия «территории общего пользования» его редакция гласит: «Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)». Казалось бы, все ясно, но видимо не всем.

Наши ближайшие соседи — крымчане предприняли попытку ограничить доступ граждан к морю, включив в Закон Республики Крым от 28 января 2015 года № 76-ЗРК/2015 «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым» норму, предусматривающую, что пляжи, расположенные на территории Республики Крым, по форме доступности подразделяются на общедоступные пляжи и пляжи с ограниченным доступом. Данное положение в связи с несоответствием федеральному законодательству было опротестовано прокурором. Протест удовлетворен, поскольку право пользования природными лечебными ресурсами, в том числе пляжами, может быть ограничено только в соответствии с федеральным законодательством.

Например, статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Исходя из того, что положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, юридическими лицами могут вводиться ограничения на их посещение и использование.

Т.е, порядок ограничения доступа к водным объектам общего пользования, в том числе к пляжам, может определяться только федеральным законодательством, а не законодательством субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что КоАП РФ установлена довольно серьезная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Процитирую статью 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Т.е., если подытожить, то борьбу с ограничением доступа к морю можно (и нужно) вести без сноса заборов, штурмов и прочих акций которые напрямую граничат с нарушениями Уголовного кодекса, а спокойно написав соответствующее заявление муниципальному депутату, а еще лучше обратившись с заявлением к прокурору районного уровня.

Борис Колесников