Новости Севастополя
Херсонес. Крещение Владимира Великого. Картина Виктора Васнецова

Севастопольские рассказы /Новости, 28 июля 2015/. «Крым для русских – я сейчас говорю именно об этой части нашего многонационального народа – русских, о православных людях – имеет и некоторое сакральное значение. Ведь именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там».  Эти слова Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал на встрече с молодыми российскими учеными и преподавателями истории 5 ноября 2014 года.

Отмечаемый Православной Церковью день памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля), упокоению которого в этом году ровно 1000 лет, хороший повод вспомнить об обстоятельствах крещения Руси и роли в нем Херсонеса.

Выбор князя

Русские летописи говорят о том, что принятие Православия в качестве государственной религии Древней Руси стало результатом длительных раздумий и осознанного выбора князя Владимира.  Многообразие языческих богов, которым поклонялись поданные великого князя, было препятствием для создания централизованного русского государства. Поэтому встал вопрос об обращении славян и русов в единую универсальную религию.

Опыт стран, соседних с Русью, предлагал несколько вариантов выбора. В Хазарском каганате правящая верхушка исповедовала иудаизм. Западные славяне, оказавшиеся под сильным давлением со стороны немецких и франкских феодалов, вынуждены были склониться в пользу католичества. Русь поддерживала торговые и политические контакты со странами мусульманского Востока и Православной Византийской империей.  Именно выбор в пользу византийского православия сделал в итоге Святой князь.

Этому судьбоносному событию сопутствовало заключение военно-политического союза между Русью и Византией, которая по тем временам считалась сверхдержавой. Однако в момент заключения союза центральная власть в Империи была ослаблена смутами и гражданскими войнами, так что молодой византийский император Василий II отчаянно нуждался в помощи извне.

В сентябре 987 года восставший командующий восточной византийской армией Варда Фока объявил себя императором. Узурпатор, двигавшийся по направлению к Константинополю, был признан всей Малой Азией. Законному императору Василию II грозила катастрофа, и он обратился за помощью к русскому князю Владимиру, послав к нему посольство, которое прибыло в Киев зимой 987/88 годов. Результатом переговоров стало заключение союза между двумя наиболее могущественными правителями Восточной Европы. Русь пообещала византийскому императору помощь в борьбе с бунтовщиками, тогда как князь Владимир должен был получить в жены византийскую царевну Анну в обмен на принятие православия. Такой брак по тем временам считался чрезвычайно престижным.  Византийский император был не только законным преемником императоров Рима, но также главой всех христиан. Византия оставалась самым богатым, передовым и влиятельным государством Средиземноморья.

Весной или летом 988 года шеститысячная армия русов прибыла в Константинополь. В битве при Хрисополисе, а также в битве при Абидосе 13 апреля 989 года она решила исход дела, и трон Василия был спасен.

Но одновременно с этими событиями (весной – летом 989 года) князь Владимир со своим войском  неожиданно совершил экспедицию в Крым и захватил после длительной осады главный византийский форпост в Северном Причерноморье – Херсоне.

Как это было?

Как сообщает летописец, русское войско встало на  берегу гавани на расстоянии полета стрелы от города. Предполагается, что речь может идти о берегах Карантинной или Стрелецкой бухт.  Ученые не пришли к однозначному выводу о том, где находился русский военный лагерь.  Одни исследователи ссылаясь на то, что в Карантинной была главная гавань Херсонеса, предполагают, что ладьи князя Владимира вошли в буту и русские воины осуществили высадку в глубине залива на другой стороне от города.  Другие исследователи считали, что Владимир остановился вблизи Стрелецкой бухты. Эта версия подкрепляется главным образом данными археологических раскопок, так как они фиксируют следы осады и боевых действий в западной части Херсонесского городища.

Новости Севастополя
Херсонес — место боевых действий во время осады

У русского войска на тот момент не было опыта штурма каменных крепостей, подобных Херсонесу. Поэтому осада города была длительной и носила изнурительный характер. По разным сведениям она продлилась от шести до девяти месяцев. Летописец сообщает, что корсуняне отчаянно защищались, тогда как Владимир вел осаду по всем правилам военного искусства, стараясь вымотать и изнурить защитников города.

Отчаявшись взять город измором, князь использовал традиционный для тех времен осадный прием: к городским стенам начали насыпать земляной вал, чтобы затем по нему прорваться в город. Но корсуняне разгадали замысел противника. Сделав подкоп под стеной, они выносили землю в город и складывали ее на одной из площадей.

Выяснилось, что взять крепость, подобную Херсонесу,  без осадных орудий, невозможно. Однако судьбу города решило предательство. Как сообщает летописец, херсонесский священнослужитель Анастас пустил стрелу в лагерь Владимира, к которой прикрепил послание, содержащее ценные для осаждавших сведения. Он сообщил, где пролегают трубы водопровода, обеспечивавшего город водой, который шел с Караньских высот. Воины князя Владимира перекопали водопровод и перекрыли доступ воды в осажденный Херсонес.  Это сыграло решающую роль в исходе осады. Корсуняне, под угрозой смерти от жажды, вынуждены были сдаться.

Дальнейшие события связаны уже не с военными действиями, а с дипломатией. Русское посольство направилось в Константинополь, где потребовало у императора Василия II выполнить обязательство по союзному договору – отправить Владимиру невесту – византийскую принцессу Анну.  После переговоров, занявших, судя по всему, несколько месяцев, в течение которых Владимир со своим войском оставался в Херсонесе, Анна на византийском корабле в окружении греческого духовенства отправилась в Крым.  При этом русский князь брал на себя обязательство креститься, так как наследница византийского царствующего дома, согласно нормам своего времени, не могла выйти замуж за язычника.

Крещение произошло в Херсонесе. В 19 веке считалось, что это судьбоносное событие свершилось в храме, фундамент которого был вскрыт в ходе раскопок и рядом с которым построен Владимирский Собор. В настоящий момент многие исследователи склоняются к мысли,  что князь Владимир крестился в Уваровской базилике.

«Крестился же [Владимир] в церкви святого Василия, и стоит церковь та в Корсуни-граде, на месте посреди града, где торг совершают корсуняне; палата же Владимирова с края церкви стоит и до сего дня, а царицына палата за алтарем», — сообщает летописец.

Новости Севастополя
Храм Богородицы Влахернской — место крещения дружины князя Владимира

Крестилась и дружина князя. Согласно летописному свидетельству, русские ратники приняли крещение в церкви Богородицы, которую отождествляют с храмом Влахернской Богоматери, известном также как Крестообразный Загородный храм.

После свадьбы князь вместе с дружиной и византийской царевной вернулся в Киев уже не как языческий, а как христианский правитель. Началась новая страница в истории Киевской Руси. Что касается Херсонеса, то он был возвращен византийцам в качестве выкупа за невесту.

Причины Корсунского похода

Ученых, занимавшихся этим сюжетом, давно беспокоил тот факт, что ни один летописный источник не объясняет внятно причины похода князя Владимира на Херсонес. Ведь все они сходятся во мнении, что решение о принятии христианства князь принял раньше. Это было не спонтанное решение, вызванное желанием заполучить руку византийской царевны, а результат «выбора веры», в  ходе которого правитель Древне-Русского государства взвесив все «за» и «против» сделал судьбоносный для истории всех восточных славян цивилизационный выбор в пользу греческого православия.

Традиционной стала версия, согласно которой, поход на Херсонес, спровоцировало нежелание византийского императора Василия II выполнять свои условия по мирному договору с Русью, так как византийский церемониал запрещал выдавать принцесс замуж за «варварских» правителей.

К тысячелетию Крещения Руси польский историк, профессор  Анджей Поппэ предложил другой вариант решения исторической загадки.  Он обратил внимание на то, что в то время как князь Владимир осаждал Херсонес,  русский экспедиционный корпус, в составе 6 000 воинов, направленный Владимиром в Византию, находился на службе императора и действовал в составе императорской армии в сражении против узурпатора Варды Фоки в битвах при Хрисополе и Авидосе. Более того, именно храбрость русских воинов позволила одержать в них победу и, в конечном счете, спасти императорский трон.

Поскольку бунтовщики контролировали большую часть провинций Малой Азии, с которыми был тесно связан экономическими связями Херсонес, польской историк предположил, что и в Крыму признали власть узурпатора. В таком случае поход князя Владимира в Крым мог быть не агрессией против Византии, а, напротив, выполнением союзнических обязательств перед императором, за что в итоге он и получил руку византийской царевны.

Князь Владимир и политика

Судя по всему, уже с самого начала история о крещении князя Владимира стала предметом каких-то темных политических манипуляций, смысл которых из-за нехватки источников нам не совсем понятен.

Автор «Повести временных лет» вынужден был уточнить:  «не знающие же истины говорят, что Владимир крестился в Киеве, иные же говорят: в Васильеве, а другие по-иному сказывают». Кем были сторонники альтернативной точки зрения на крещение князя Владимира и какими мотивами они руководствовались, мы не знаем.  Однако известно, что в последние десятилетия идею о том, что первый русский князь-христианин крестился не в Херсонесе, а в Киеве активно поднимали на щит украинские националисты, пытаясь лишить Херсонес, а значит и Севастополь статуса купели славянского православия.

Другой исторический миф, ставший популярным с легкой руки советских историков, это миф о разрушении Херсонеса войсками князя Владимира. В рамках советской исторической школы от князя как представителя «класса эксплуататоров»  ничего другого ожидать не приходилось. Однако археологические раскопки показали отсутствие системных разрушений на городище во второй половине X века.  Более того, такая точка зрения противоречит летописным свидетельствам, которые сообщают, что князь не только жил до свадьбы с византийской принцессой в городе, но также построил в Херсонесе новую церковь.

Однако, если отбросить все спекуляции, мы придем к выводу, что историю все же нельзя отделить от политики. Принятие князем Владимиром византийского православия определило и вот уже тысячу лет определяет выбор славянских народов, их историческую миссию как особой цивилизации, стоящей между Востоком и Западом.  Символом этого выбора является Херсонес.

Как нельзя лучше понимание этого факта высказал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин:  «И Херсонес – это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твёрдой ногой встать у своей исторической духовной купели. Это чрезвычайно важная вещь».

Александр Демидов, историк.