Новости Севастополя

Севастопольские рассказы /Новости, 17 июля 2015/. Они всегда стояли на страже нашей Родины и надежно защищали её. Они были  теми бесстрашными героями, которые рассекали облака и бомбили с высоты подводные лодки врага. Они – это морские летчики.

Сегодня, 17 июля, отмечают свой профессиональный праздник морские волки воздушных просторов  – День зарождения военно-морской авиации России.

О подвигах морских летчиков написано немало. «Севастопольские рассказы» предлагают познакомиться поближе с легендарными воздушными кораблями, благодаря которым удавалось успешно разбить противника и, которые стали настоящим оружием возмездия в воздухе, не дающим противнику никаких шансов противостоять военно-морской авиации России.

Что это за техника, и какими возможностями она обладает?

Первая петля Нестерова

Новости Севастополя
М-9

Самолет М-9 был выпущен в декабре 1915 года. Тогда летные испытания проходил в Баку с 25 декабря по 9 января 1916 года.

А уже 17 сентября 1916 года на гидросамолете М-9 была выполнена впервые в мире петля Нестерова.

Летающую лодку М-9 называли «рабочей» машиной, которая могла выполнять боевые задания. Она имела хорошую мореходность, свободно преодолевала волну высотой 0,5 метров, поэтому ее запросто можно было использовать в открытом море. На М-9 можно было нести разведывательную службу, выполнять патрулирование и бомбометание. Лодка могла подвешиваться на стреле, подниматься с воды на корабль и спускаться с него на воду. В передней кабине на шкворневой установке стоял пулемет «Виккерс». Иногда ставили пушку «Гочкис» или «Эрликон» — это была первая в мире пушка на гидросамолете.

Крылатая гордость России

Новости Севастополя
ТБ-1

Так отзывались о ТБ-1 — первом советском бомбардировщике, а также первом в мире серийном цельнометаллическом тяжелом двухмоторном бомбардировщике-моноплане. Самолет был спроектирован Туполевым. Разработка заняла 9 месяцев.

Тогда, проведенные в СССР испытания, доказали, что алюминиевые самолеты обладают лучшими, по сравнению с деревянными, летными характеристиками. И несмотря на то, что алюминий весит больше, чем дерево, самолеты, выполненные из этого материала, оказывались легче деревянных. В 1925 году самолет был выполнен уже в металле.

Именно с ТБ-1 начинается в нашей стране становление стратегической авиации.

Самолет-амфибия

Новости Севастополя

С появлением атомных подводных лодок остро встал вопрос создания таких авиационных сил, которые могли бы искать и уничтожать субмарины противника. Таким самолетом и стал Бе-12, который называют «Чайка» или самолет-амфибия.

В октябре 1960 года Бе-12 осуществил свой первый полет, а уже с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. На нем установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

За свою историю на самолетах Бе-12 было установлено 46 мировых рекордов. Для своего времени Бе-12 считался самым большим самолетом-амфибией в мире. Он обладал не только прекрасными аэродинамическими качествами, но и был способен на довольно большой скорости преодолевать морские волны, при этом не зарываясь носом в воду. Имел собственное шасси, которое позволяло ему взлетать и садиться на сушу. И даже самостоятельно с суши входить в воду, а из воды выбираться на берег.

Кстати, в Юго-Восточной Азии Бе-12 стал любимым самолетом торговцев наркотиками и контрабандистов, к которым эти амфибии попали после сокращения ВВС ряда стран Варшавского договора.

Убийца городов и флотилий

Новости Севастополя
КА-25

В марте 1956 года Управление опытного строительства авиационной техники  ВМФ предложило рассмотреть возможность создания корабельного противолодочного вертолета с полетным весом 5-6 тонн, способного осуществлять поиск и уничтожение субмарин вероятного противника.

История создания новой машины Ка-25 началась в разгар «холодной войны», когда блок НАТО во главе c США начал активно оснащать свой флот атомными субмаринами со стратегическими ракетами на борту.

Первый полет опытного вертолета состоялся 20 июня 1960 года. Это был первый палубный вертолет СССР.

Вертолет мог обследовать пространство в радиусе двухсот километров от корабля-носителя. Скрытые в морской пучине субмарины противника пеленговались спускаемой радиогидроакустической станцией «Ока», магнитометрической гондолой «Орша» и сбрасываемыми гидроакустическими буями «Ива» и «Чинара» системы «Баку». Обнаруженную подводную лодку вертолет уничтожал торпедами или глубинными бомбами, перевозимыми в бомболюке. Ка-25 мог засечь и уничтожить противника на глубине до 500 метров.

Тогда американцы окрестили это чудо-техники «убийцей городов».

С «Кальмаром» на борту

Новости Севастополя
МИ-14

Вертолет Ми-14 начал разрабатываться для военно-морского флота как противолодочный вертолет берегового базирования с амфибийными свойствами, несущим и рулевым винтами, системами управления, силовой установкой и системой трансмиссии.

Для обеспечения возможности посадки на воду, фюзеляж выполнен в виде лодки с боковыми поплавками для поперечной остойчивости и надувными баллонетами, а шасси выполнено убирающимся, что было впервые в практике отечественного вертолетостроения.

Чтобы обнаружить подводные лодки противника, вертолет был снабжен поисковой РЛС, опускаемой гидроакустической станцией, поисковым магнитометром и аппаратурой передачи данных. А для поражения подводных лодок мог нести противолодочные торпеды и глубинные бомбы, и был снабжен поисково-прицельной системой «Кальмар».

Вертолеты Ми-14 производились серийно на Казанском вертолетном заводе, где было построено 500 вертолетов. Из них более 70 были поставлены за рубеж: в Болгарию, Германию, Индию, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Румынию, Сирию и Югославию.

Разрабатывали 10 институтов

Новости Севастополя
Ил-38

Появление на вооружении в НАТО подводных лодок с баллистическими ракетами на борту потребовало от нашей страны усилить противолодочную оборону. Разработка такого самолета под шифром «Тунец» началась в 1960 году. Эскизное проектирование велось под руководством Ильюшина.

В планах было разместить большое количество достаточно тяжелого оборудования, различные средства поиска и поражения подводной лодки. В передней части фюзеляжа разместили герметичную кабину с двумя люками и шахтой. А установленная на самолете автоматизированная поисково-прицельная система «Беркут» обеспечивала получение данных о надводной и подводной обстановке в заданном районе.

Впервые в практике советского самолетостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264».

Каспийский монстр

Новости Севастополя
Экраноплан Каспийский монстр

Летом 1967 года группа аналитиков разведки США собралась в так называемой зеленой комнате для расшифровки необычных фотоснимков, сделанных спутником-шпионом. Увиденное фото ввело американцев в ступор. Размеры самолета  значительно превышали любой бомбардировщик или гражданский лайнер.

Самолет стоял в огороженной зоне в районе Каспийска — небольшого городка на побережье Каспийского моря.

Новости Севастополя

По этой причине разведчики стали именовать гигантскую машину «Каспийским монстром».

Этот «здоровяк» был построен в 1966 году и имел 10 турбовинтовых двигателей — восемь на крыльях и два на хвосте. Длина самолета составляла около ста метров, а вес 540 тонн. В рекордном полете его масса достигала 544 тонн, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени.

Из достижений «монстра» можно выделить то, что:

— Впервые в мире был спроектирован и построен тяжелый гидроплан, рассчитанный на продолжительный крейсерский полет в режиме «экрана»;

— Впервые в мире, на тяжелом ЛА был осуществлен принцип взлета на воздушной подушке с помощью поддува газа от маршевых турбореактивных двигателей под центроплан;

— Впервые в мире, при сборке тяжелого гидросамолета широко использовалась сварка алюминиевых сплавов.

Символ холодной войны

Новости Севастополя
Ту-95

Ту-95 — по кодификации НАТО: (Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Это один из самых быстрых винтовых самолетов, ставший одним из символов холодной войны.

Имел множество модификаций, в соответствии с текущими задачами. Последняя модификация предназначена для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

30 июля 2010 года установлен «мировой рекорд» беспосадочного полета для серийных самолетов — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, при этом четырежды дозаправившись в воздухе.

Самолет четвертого поколения

Новости Севастополя
Миг-29

МиГ-29 – один из самых удачных истребителей эпохи СССР. Уникальность его заключается в том, что он может летать при больших углах атаки. Для того чтобы поразить ракету, или резко уйти вверх, летчик может потянуть рычаги за пределы ограничителей, что недоступно западным аналогам истребителя.

Первый полет истребителя состоялся 6 октября 1977 года. С 1983 г. он стал поступать в строевые части. Был создан конструкторским бюро имени Микояна. МиГ-29 стал четвертым поколением легких истребителей. На то время эта машина имела великолепные летные характеристики и не уступала по качеству ни одному истребителю мира.

МиГ-29 был выпущен в большом количестве, и очень хорошо продавался за рубеж.

СПРАВКА

Дата празднования Дня морской авиации установлена приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 года. Именно 17 июля 1916 года русские морские летчики победили в ходе Первой мировой войны. Тогда четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (сейчас это территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.

КОНКРЕТНО

В 1913 году русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидросамолетов, которые могли применяться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны в 1914 году, Россия имела 18 гидропланов. Но уже через год их число выросло до 77.

13 декабря 1916 года император Николай II издал приказ сформировать Воздушные дивизии Балтийского и Черного морей. Тогда начальник Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмирал Александр Русин незамедлительно утвердил «Положение о службе авиации флота».

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно они увидели потенциал в летательных аппаратах, который мог увеличить мощь военного флота. Тогда моряки приложили немало усилий, чтобы подготовить авиационные кадры, приобрести самолеты и создать  базу самолетостроения.

Такой себе тандем корабля и самолета сделал моряков сильнейшими соперниками для немецких захватчиков.

А началось все с того, что капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич еще 23 октября 1909 года в своей первой докладной записке в Главный морской штаб предложил приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля.

Однако претворить планы в жизнь стало возможным только спустя два года. Так стала зарождаться гидроавиация в России. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры Лебедев и Григорович создали несколько моделей летающих лодок своими силами. Это позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 года на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. Летающая лодка М-5, конструкцию которой создал Григорович, по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

В первое время морская авиация использовалась в основном в интересах разведки, как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако в первые месяцы начавшейся Первой мировой войны боевые корабли вышли за рамки только разведки. Их стали применять и для бомбардировки, обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В годы Великой Отечественной войны самолеты – торпедоносцы проявили себя на Северном флоте, где они осуществляли сопровождение конвоев и боролись с подводными силами «Кригсмарин» (военно-морские силы Рейха).

Сейчас на вооружении РФ только один авианесущий крейсер – это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Кстати, тренировки российские летчики проводят в Крыму, в Новофедоровке на полигоне НИТКА (Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации).

Максим Аверченко