Новости Севастополя

Чаловские Нью-Васюки

Презентованная год назад Концепция социально-экономического развития Севастополя на 2015-2030 годы от «команды Чалого» оказалась дешевым предвыборным пиаром, не имеющим никакого отношения к действительности.  По сути, предложенная «гениальным стратегом» Чалым разработка оказалась смесью фантастических планов, частично украденных у предшественников, и мероприятий по лоббированию бизнес-интересов структур, связанных с «народным мэром».

Обоснованный скептицизм

Остапа понесло: «Представьте себе Севастополь в 2030 году. Население города достигло более 500 тыс. человек. Профицит бюджета достиг более 30 млрд. руб. Все энергетические сети города являются интеллектуальными (Smart grid). Количество рабочих мест увеличено более чем в 2 раза. Уровень ВРП на душу населения повышен более чем в 6 раз!».

Ровно год назад «команда Чалого» презентовала Концепцию социально-экономического развития Севастополя на 2015-2030 годы. За прошедшие месяцы эйфория и любовь к бывшему «народному» в городе поостыли. А трезвый анализ основных положений «Стратегической концепции» показывает, что фантастический «город солнца», спроектированный «гениальными стратегами» из Агентства экономического развития, скорее всего, так и останется на бумаге.

На прошлой неделе в ходе заседания пресс-клуба «Россия Сегодня» вице-губернатор Севастополя Алексей Еремеев высказал обоснованный скептицизм относительно наполеоновских планов авторов «Концепции».

«Основная проблема концепции в том, что в ней отсутствуют механизмы заложенных в нее прогнозных показателей, — отметил вице-губернатор. – К сожалению, концепция не содержит в себе конкретных мероприятий по ее реализации и не основана на конкретных финансовых ресурсах, необходимых для ее воплощения в жизнь».

Большинству  севастопольцев красивая картинка превращения Севастополя в рай на земле, конечно же, понравилась, однако мало  кто из простых горожан задумывался о реалистичности чаловских прожектов. Специалисты по урбанистике с самого начала с недоверием отнеслись с громадью планов Чалого и К. Так, представители петербургского Института территориального планирования «Урбаника» и НИИПИ Генерального плана города Москвы,  которым было поручено провести анализ разработанной Концепции, посчитали, что в указанные сроки осуществить задуманное невозможно.

«С точки зрения возможностей привлечения бюджетных ресурсов мы понимаем, что концепция не реалистична», — отметил вице-губернатор. По его словам, прописанный в концепции уровень городского ВВП в 380 млрд. рублей к 2030 году можно достичь, только в случае фантастического везения — «если придет какой-то мегакрупный инвестор, или нефть с газом мы где-то найдем».

Масштабы статьи не позволяют проанализировать полную версию «Концепции», занимающей почти 170 страниц текста. Но поскольку мы уверены в том, что большинство севастопольцев ограничились лишь просмотром кратких презентаций на чаловских ресурсах, мы не можем не обратить внимания горожан на некоторые особенности севастопольского футуризма от «команды Чалого».

Город для севастопольцев или для приезжих?

— Не беспокойтесь,— сказал Остап,— мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город.

Разработчики «концепции Чалого», в отличие о Бендера, с явным пренебрежением относится к севастопольцам. Так городскую молодежь они обвиняют в «иждивенчестве», а работающих жителей в целом в том, что те обладают «недостаточной компетентностью для обеспечения заказа со стороны МО». Что же делать с таким неудачным человеческим материалом?  Авторы «Концепции» — нашли замечательный, по их мнению, выход: заселить Севастополь трудовыми мигрантами.

Согласно смелым планам чаловцев, население города должно вырасти в ближайшие 15 лет почти на 50%, т.е. на 150 000 человек. Поскольку в городе смертность давно превышает рождаемость, это увеличение планируется за счет приезжих мигрантов. Именно для них планируется обеспечить беспрецедентные льготные условия для того, чтобы их жизнь в городе была максимально комфортной. Набор мер, предложенных чаловцами, включает:

«- Субсидирование покупки жилья для мигрантов;

— Временные субсидии для трудовых мигрантов и другие формы финансовой поддержки»

Благодеяния сотням тысяч (!) приезжих планируется оказывать за счет бюджета, несмотря на тот факт, что множество севастопольских семей, проживших в городе всю жизнь, остро нуждаются в жилье. Но авторов Концепции это, видимо, не особо смущает. Как не смущает и то, где будут жить и работать эти колоссальные мигрантские потоки. Хватит ли в городе жилого фонда, зон для застройки, рабочих мест, ресурсов, например, воды для населения в 567 000 человек, которое планируют чаловцы? Вообще, откуда взялась такая цифра?  Чем она обоснована?  Видимо, она взята с того же потолка или высосана из того же пальца, что и обещания увеличения числа рабочих мест в 2 раза или увеличения Валового регионального продукта  (ВРП) в 6 раз.

«Оранжевые» сны Чалого

«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы».

 Учитывая географическую и историческую специфику Севастополя, одна из главных проблем города – транспортная. Любопытно, как ее собирается решать команда нашего «гениального стратега». В концепции нет ни слова о развитии катерного или паромного сообщения, что очень важно для жителей Северной стороны, или такого традиционного для города вида транспорта как троллейбус.

Проблемы предлагается решать глобально. Зачем городу новые катера или паромы, когда через бухту будет построен фуникулер? Зачем новые троллейбусы, когда у нас скоро будет монорельс?

Если полистать подшивки «Славы Севастополя» за середину 2000-х годов, можно легко обнаружить, где кроются истоки вдохновения наших «гениальных стратегов». Все эти фантазии связаны с личностью весьма оригинального «оранжевого» мэра Сергея Иванова, недолго возглавлявшего город в период президентства Ющенко.

Так «Слава Севастополя» за 21 апреля 2005 года цитировала слова Сергея Иванова о том, что австрийские инвесторы в самом скором времени построят канатную дорогу через Севастопольскую бухту.  Нынче чаловцы обещают построить через бухту фуникулер.  Фантастическая идея попросту украдена, да еще и безграмотно. Ведь фуникулер, как известно, это вагон, с помощью троса передвигающийся по рельсам на крутой трасе.

Идея монорельса была представлена в «Славе Севастополя» за 19 ноября 2005 года со ссылкой на разработки московского фонда «Юнитран». «Оранжевый» губернатор активно агитировал за проект этой странной новаторской организации с допотопным интернет-сайтом.

Идея строительства в городе «подземной» дороги, которая в чаловском плане превратилась в «метро» (!), активно обсуждалась в городе в 2000-м году. Равно как и второго аэропорта в Казачьей бухте.

А вот проект развития горы Гасфорта, широко разрекламированный на днях Чалым в фойе Законодательного собрания, частично совпадает с проектом Вадима Новинского «Балаклава Грин».

Одним словом «гениальные» идеи чаловцев по решению транспортной проблемы Севастополя или развития туризма, есть лишь плагиат с фантастических прожектов предыдущих городских начальников и олигархов времен Украины. Прожектов, как известно, так и не реализовавшихся…

Концепция развития бизнеса Чалого

«Присутствующие напряженно смотрели на гроссмейстера.

— Повторяю, что практически дело зависит только от вашей самодеятельности. Всю организацию, повторяю, я беру на себя. Материальных затрат никаких, если не считать расходов на телеграммы.

— Сколько же нужно денег на это…?

— Смешная цифра,— сказал Остап,— сто рублей»

Многие действительно важные для Севастополя вопросы попросту не раскрываются. Авторы «Концепции» отделываются общими фразами или красивыми картинками. Зато, как только дело доходит до бизнеса Алексея Михайловича, вернее, бывшего бизнеса, как нас пытаются уверить, в документе сразу проступает конкретика.

Так, например, кроме пары общих фраз вы ничего не найдете о том, каким образом планируется решать проблемы водоснабжения и канализации если «план Чалого» по увеличению населения города до 567 000 человек увенчается успехом. Зато из Концепции можно узнать, что севастопольские электросети будут оборудованы технологией Smart Grid, провайдером которой выступает группа компаний «Таврида Электрик».

Раздел «Ключевые отрасли экономики» начинается с раздела «Приборостроение», из которого мы узнаем, что развивать его в значительной степени планируется на «научной и материально-технической базе Таврида Электрик».

Значительное место, уделенное в Концепции развитию туризма, заставляет вспомнить о том, что в орбиту влияния Чалого входит одна из самых известных в городе турфирм…

Одним словом разработчики об интересе шефа не забыли. Жалко только, что интересы севастопольцев авторы Концепции себе плохо представляют.

Конечно, и фуникулер, и «умные сети», и монорельс, и развитие приборостроения это все хорошо. При одном условии, если найдутся инвесторы, которые будут вкладывать свои деньги. Если же речь идет попросту об освоении бюджетных потоков на реализацию фантастических планов и развитие частного бизнеса, то чем тогда «план Чалого» отличается от предыдущих коррупционных схем украинских чиновников?

Андрей Чайковский