Новости Севастополя

Севастопольские рассказы /Новости, 31 августа 2015/. 31 августа 1986 год. Для многих, а если конкретно для 423-х пассажиров парохода «Адмирал Нахимов» этот день оказался последним…

…жара. Невыносимое пекло. После продолжительных экскурсий хочется только лечь на кровать в каюте, открыть настежь иллюминаторы и наслаждаться покоем. В тишине и покое в тот день в порту Новороссийска стоял и «Адмирал Нахимов». Весь день он жарился на солнце и только в 22.00 отошел от причала к выходу Цемесской бухты, направляясь в Сочи.

Катастрофа

Знали бы сотни туристов, находящиеся в своих каютах, что их открытые иллюминаторы сыграют роковую роль в судьбе парохода и их собственной…

Тогда навстречу судну двинулся из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев», груженный зерном. Как раз в это же время он входил в бухту.

Современный, прочный балкер, оснащенный техникой, позволяющей просчитывать маршрут так, чтобы без рисков обходить встречные суда, шел с приличной скоростью, везя более 30 тысяч тонн ячменя. Но даже эта чудо-техника не предотвратила катастрофу.

…23.12. Удар. Два мощных судна столкнулись…

От сильного столкновения корпус «Адмирала Нахимова» серьезно повредился. Кромешная темнота. Грохот, пароход резко стал заваливаться на правый борт. Люди в панике выбегали из кают на палубу, не понимая, что происходит.

— Шлюпки на воду! – кричал капитан.

Но крен был настолько сильным, что плавсредства тут же уходили под воду.

Вода мощным потоком накрыла палубу. Вездесущая стихия хлынула в иллюминаторы и пароход, словно губка впитал в себя влагу и стал идти ко дну. 10 минут…и пучина полностью поглотила пароход.

На борту его находились 1234 человек: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Погибло 423 человека…

Остальные пассажиры и экипаж барахтались в воде на месте катастрофы, пытаясь зацепиться хоть за что-то, хоть за какой-то обломок, разбросанных хаотично по морю вещей. Помог лоцманский катер ЛК-90, который как раз шел навстречу сухогрузу, чтобы проводить его в бухту. Капитан катера успел передать по радио, что нужны спасательные катера и буксиры. Это и спасло сотни людей.

Кто виноват?

По чьей вине оборвалась жизнь сотен людей? Как могла произойти подобная катастрофа? Очевидно, что не обошлось без чьей-то халатности и не соблюдения правил безопасности, а возможно и бравады, беспечности из-за которой сотни человек ушли из этого мира.

Разбирая событие по полочкам, историки выяснили, что по правилам, судно, которое выходит из бухты должно пропустить встречный балкер, при этом, оно должно держаться правой (западной стороны). «Петр Васев» же имел право не сбавлять скорость и идти строго по намеченному маршруту по левой стороне в бухте. Но…

Новости Севастополя

«Адмирал Нахимов» двигался тогда не по своей стороне акватории. И вместо того, чтобы пропустить приближающееся судно, капитан парохода предпочел вступить в радиопереговоры с капитаном балкера, чтобы тот пропустил «Адмирал Нахимова». Но тогда получалось, что балкер должен сойти с курса, поменять траекторию и тем самым нарушить правила судоходства. О чем думали капитаны этих морских «монстров» не понятно, но переговоры сошлись к тому, что «Петр Васев» согласился «подвинуться» в сторону, чтобы «Нахимов» гордо прошел, не меняя маршрута. Причем капитан парохода, добившись преимущества перед сухогрузом, поручил управление своему помощнику, а сам удалился отдыхать в свою каюту и оставался там вплоть до столкновения.

Капитан же балкера наблюдал приближение парохода на экране системы автоматической радиолокационной прокладки, где реальные суда представлены в виде светящихся точек. Кстати, этот процесс специалисты называют не иначе, как «радиолокационный гипноз», когда капитан утрачивает способность связать воедино картинку на экране радиолокатора с реальной действительностью. Смотри капитан на приближающийся пароход визуально, точно бы увидел угрозу столкновения.

Да и «Адмирал Нахимову» достаточно было повернуть всего на 25-30 градусов вправо и суда свободно разошлись бы левыми бортами.

Спасательная операция

Но все произошло, к сожалению трагически. Морвокзал в Новороссийске в тот день превратился в стену плача. Сотни родственников примчались на место, узнав о катастрофе. Спасенных встречали объятиями, а по погибшим проливали слезы. Родные чернели прямо на глазах при виде тел, которые удавалось достать со дна. Не сразу… чтобы поднять на сушу тела погибших, водолазам пришлось работать не один день.

Новости Севастополя

Судно легло на дно на правый борт, затрудняя работу специалистам. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, а поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и… тел. Большинство дверей кают заклинило, и водолазам пришлось извлекать из кают погибших людей, взломав дверь ломом. В операции участвовали и моряки Черноморского флота, которые одни из первых пришли в Цемесскую бухту на помощь.

Погибли: второй помощник капитана, начальник Одесского Управления КГБ генерал Крикунов и его семья — тела жены и дочери генерала были обнаружены в своей каюте, а сам генерал в спортивном костюме, с малолетним внуком на руках, был найден вблизи каюты под трапом. Погиб матрос Фахретдинов, стоявший на мостике в момент столкновения, 36 девушек-бортпроводниц, до последнего выполнявших свой долг, помогая пассажирам выйти из нижних палуб. На глазах у электрика парохода погибли его жена и маленький сын. Нет больше и молодоженов, которые отправились в свадебное путешествие на пароходе «Адмирал Нахимов». А 64 человека поднять с затонувшего судна не удалось, они навсегда остались под водой…

«Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте. Каждый год 31 августа на это место приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы…

P.S.: А что же балкер «Петр Васев»? Что с этим участником ужасной трагедии?

После ремонта в 1986 году он был переименован в «Подольск». Сейчас ходит под флагом Мальты и называется «Orbit». 

КОНКРЕТНО

Пароход «Адмирал Нахимов» был построен в 1925 году, в Германии. Ранее он назывался «Берлин» и до 1939 года совершал регулярные рейсы через Атлантику. А с 1939 по 1945 годы был в составе вооруженных сил Германии как санитарное судно.

С 1946 года перешел Советскому Союзу в счет репараций. В 1947 году пароход получил свое новое название — «Адмирал Нахимов». Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, а иногда и путешествия на Кубу и в Африку.

Внутреннее убранство судна отвечало представлениям пассажиров о роскоши и комфорте 1930-х годов : отделка из красного дерева, ковровые дорожки, зеркала. Однако сама конструкция парохода уже давно не отвечала требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, принятой в 1948 году. А в начале лета 1986 года теплоход был вообще признан не годным ни к эксплуатации, ни даже к ремонту. Тем не менее, судно плавало и перевозило пассажиров. Командовал им опытный капитан Вадим Марков, которому за тридцать лет службы на флоте было присвоено почетное звание «Лучший капитан Черноморского пароходства».

В ТЕМУ

Почти полгода длился судебный процесс над капитанами двух судов, из-за которых, по сути, погибло столько людей. В 1987 году в Одессе, в ДК железнодорожников  обоих признали виновными и приговорили каждого к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии, а также по решению суда они обязаны были возместить материальный ущерб в размере 40 тысяч рублей. Однако спустя 6 лет, в ноябре 1992 года указами президентов Украины и России капитанов помиловали и выпустили на свободу.

Капитан балкера Виктор Ткаченко тогда сменил фамилию на Тальор и уехал на постоянное место жительства в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Ее остатки и погибших людей вместе с капитаном нашли у канадского берега.

Капитан парохода Вадим Марков остался жить в Одессе. После освобождения он работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. Умер в Одесcе, в мае 2007 год.

Анна Мельникова