О.Смолин: «Дети хотят аттестат, студенты — диплом престижного вуза. Знаний не хочет никто»

опубликовал (а) -
0 24
2632705 28.05.2015 Учителя инструктируют школьников перед сдачей единого государственного экзамена по русскому языку в школе №1474 в Москве. Илья Питалев/РИА Новости

Интерес к знаниям, как к ценности, катастрофически упал

Согласно опросу портала Superjob 64% респондентов считает, что сейчас образование в школе хуже, чем было 10 лет назад.

Почти столько же (63%) отметили, что школа не дает достаточное количество полезных практических навыков и умений.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин комментирует полученные данные.

Каждое учебное заведение ежегодно сдает триста отчетов

— Надо понять, в чем причины падения качества образования и в старшей школе, и в вузе. Я думаю, есть некоторое количество проблем, которые и сказываются на качестве системы образования.

Первое — это финансирование. Мы по-прежнему остаемся страной, которая занимает предпоследнее место среди развитых по доле расходов на образование. Мало того, в период кризиса ассигнования у нас сокращаются, хотя мировая практика требует прямо противоположного.

Увеличение финансирования необходимо потому, что молодежь нужно занимать, а не выбрасывать на улицу в безработном состоянии. Лучшее занятие — это как раз учеба. И к тому же, когда экономический рост восстановится, то уже будет подготовленный работник, который еще и подхлестнет темп роста.

Вторая причина, о которой невозможно не сказать — это бюрократизация образования. После нескольких моих бурных выступлений в Госдуме и после поручения президента была создана рабочая группа по оптимизации отчетности, я ее называю короче: группа по дебюрократизации.
И когда посмотрели ситуацию, то пришли в ужас: каждое учебное заведение ежегодно сдает триста отчетов по нескольким десяткам тысяч показателей. Работать с детьми некогда.


Четверть выпускников не смогла решить задачу для второго класса!

Следующая позиция — школьная программа. Чем больше переусложнены школьные учебники, тем меньше остаточные знания.

Меня поразили результаты ЕГЭ по математике. Задача звучала так: поезд из пункта «А» выходит в 10 часов, пребывает в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, причем оба пункта находятся в одном часовом поясе. Вопрос: сколько часов поезд был в пути.

Четверть школьников одиннадцатого класса задачу не решили! Но это же задача второго класса. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из моих одноклассников в школе для незрячих ребят не смог бы такое решить.

В современной школе объявлен «компетентностный подход», то есть вместо знаний нужно давать умения и навыки. Но большинство родителей недовольны слабой практической направленностью образования, а уровень знаний падает. В результате нет ни того, ни другого. Очевидно, что практическая направленность должна базироваться на фундаменте знаний.

Наконец, в целом падает интерес к знаниям, как к ценности. Дети хотят аттестат, студенты хотят диплом престижного вуза, но не знания.

Мы предлагаем восстановить образовательный канал

Что же делать? Уровень финансирования поднять, образование дебюрократизировать, и пусть чиновники, которым нужна информация, снимают ее с сайтов учебных заведений. Накануне учебного года надо проводить одну комплексную проверку, и все, а сейчас по 2-3 месяца уходит на такие проверки.

Объем содержания стандартов образования по ряду предметов надо уменьшить, но добиться того, чтобы он осваивался. Учебники, кстати, сейчас написаны сложным языком, их надо упростить.

Разумеется, с помощью СМИ надо повышать престиж культуры. В 80-х годах выдающиеся учителя получали телевизионную аудиторию, мы и сейчас предлагаем восстановить образовательный канал и поддержать все каналы, которые ведут образовательные программы.