Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 3 августа 2015/. В средствах массовой информации бушуют страсти вокруг губернаторского вето на закон города Севастополя «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя». Поскольку такое длинное название законодательного акта большинству неискушенных в юридических тонкостях севастопольцев не говорит ровным счетом ничего, пиарщики законодательного собрания по всем правилам своего искусства окрестили этот закон «убийцей апартаментов». Кратко и со вкусом. Но, к сожалению, большинство севастопольцев не представляет себе даже приблизительно, о чем идет речь в этом резонансном документе, равно как и о причинах использования губернатором Сергеем Меняйло права вето.  О том, почему исполнительная власть пошла на такой шаг, нашему корреспонденту рассказал представитель Губернатора Севастополя в Законодательном Собрании  АЛЕКСАНДР СВЕЧНИКОВ.

Нарушения действующего законодательства

В чем была причина губернаторского вето на депутатский законопроект, которым были внесены поправки в местный закон «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»?

Главная причина заключается в том, что данный закон не соответствует нормам, как федерального законодательства, так и законов ранее принятых самими же депутатами.   Например, часть 1 статьи 6 Закона допускает расширенное толкование видов разрешенного использования земельных участков, что противоречит абз. 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, это может привести к неконтролируемому функциональному использованию земельных участков в пределах их целевого назначения к видам разрешенного использования, определенных приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года  № 540.

Более того, отдельные нормы закона «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» после принятия поправок конфликтуют между собой.  Так, согласно статьи 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории.

Вместе с тем одна из внесенных на последней сессии поправок в этот же закон (формулировка части 3, статьи 6) предполагает запрет на предоставление лесных участков, земельных участков  покрытых лесной растительностью и не покрытых ею, но предназначенных для восстановления, и нелесных земельных участков, предназначенных для ведения лесного хозяйства, расположенных в границах территорий, установленных материалами лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное охотничье хозяйство» 2011 года, до утверждения лесохозйственного регламента.

Таким образом, две статьи одного закона противоречат друг другу, что влечет за собой угрозу нарушения Конституции Российской Федерации, обязывающей всех соблюдать законы (статья 15). В то же время соблюдение указанной нормы нового закона приведет к нарушению статьи 13 Закона № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Несогласованность с федеральным центром

— Однако сторонники ЗакСобрания могут возразить на это, что включение Севастополя и Крыма в состав России создало уникальный юридический прецедент, когда на приведение реалий города в правовое поле России требуется время….

Да, действительно, еще при принятии Севастополя и Крыма в состав России, российские законодатели предусмотрели сложности, которые могут возникнуть в регионе. Поэтому в соответствии с Федеральным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на период до 1 января 2017 года допускается принятие нормативных правовых актов органами власти Севастополя, которые регулировали бы имущественные, градостроительные, земельные и лесные отношения. Но обязательным условием принятие такого рода документов является из согласованность с федеральным центром ( часть 1 статьи 12.1 указанного Закона). В нарушение данной нормы права, принятая Законодательным Собранием города Севастополя редакция статьи 6 Закона, внесенная в качестве поправки в законопроект депутатами, не согласовывалась с федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, согласно части 3 статьи 4 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 24-ЗС «О законах города Севастополя и постановлениях Законодательного Собрания города Севастополя» законопроекты, связанные с рядом вопросов жизнедеятельности города, в том числе с управлением и распоряжением городской собственностью должны рассматриваться Законодательным Собранием только при наличии заключения Губернатора Севастополя.  Земля является собственностью города, но депутаты не позаботились о том, чтобы выполнить закон и получить заключение губернатора…

Коррупциогенный фактор

— В стенах Законодательного собрания часто звучит фраза «коррупциогенный фактор». Депутаты очень любят подозревать всех и вся в коррупции.  Насколько свободен от этого фактора обсуждаемый нами проект закона?

—  К сожалению, не свободен.  В части 6 статьи 6, внесенных поправок, предусматривается ограничение этажности застройки в пределах трех этажей или не более четырнадцати метров в  «… исторически сложившейся центральной части города Севастополя…».  Это понятие допускает расширенное толкование и устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, тем самым является коррупциогенным фактором в части противоречия нормам Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В свази с этим формулировка указанной статьи является недопустимой.

Нарушение прав севастопольцев

— На днях известный севастопольский юрист Борис Колесников в своем интернет-блоге обратил внимание на то, что из-за авральной процедуры принятия данного законопроекта не проводились оценки регулирующего воздействия депутатской инициативы на жизнь города. Не было оценки положительных и отрицательных последствий принятия Закона.  Как вы считаете, если бы не губернаторское вето, то, как бы этот закон сказался на жизни города и его жителей?

— Поправки депутатов сформулированы таким образом, что в случае, если бы закон вступил в силу, севастопольцы потеряли бы возможность юридически оформить свои законные права на значительную часть земельных участков в садовых товариществах, уже построенных домовладениях, гаражных кооперативах.  Поэтому вето губернатора не только преследовало устранение юридических недочетов в работе депутатов, но и имело основания в плане заботы о жителях города.

Беседовал Николай Волков.

От редакции.  Мы не думаем, что депутаты из «команды Чалого» настолько глупы, что не знали о многочисленных ляпах в своем «законотворчестве». Равно как и о том, что Губернатор просто не сможет не наложить вето на законопроект, который пестрит столь многочисленными и вопиющими нарушениями законодательства.  Поэтому рискнем предположить, что эта «филькина грамота» принималась изначально с прицелом на губернаторское вето. Чтобы в очередной раз накалить обстановку в городе и использовать недовольство севастопольцев фактами незаконной застройки для дешевого пиара «команды Чалого».