Новости севастополя

Севастопольские рассказы /Новости, 18 августа 2015/. 17 августа представители национальных общин Крыма вручили Президенту Российской Федерации Владимиру Путину символическую Золотую колыбель.

 «В каждом регионе России и во всем мире есть свои легенды. В Крыму тоже есть своя древняя легенда. Эта – о любви, о дружбе, о предательстве, и в этой легенде говорится о золотой колыбели, которая спрятана у нас, здесь, и обладатель этой золотой колыбели будет обладать миром и взаимопониманием на полуострове», – обратился к Путину один из участников встречи, передает РИА «Новости».

Позже вице-спикер Государственного совета Крыма Ремзи Ильясов посчитал своим долгом пояснить, что подаренная российскому Президенту золотая колыбель не является историческим артефактом, а только его символическим отображением.  А что же представляет собой настоящая Золотая колыбель, спрятанная в Крыму?

Новости Севастополя

Легенда о золотой колыбели

В 1883 году в Москве член Русского географического общества В.Х. Кондараки опубликовал четырехтомник, посвященный столетию присоединения Крыма к России. Один из томов содержал крымские легенды, собранные автором в среде местных старожилов.

«Легенда о золотой колыбели» гласит, что некогда в Крыму существовало два государства – одно православное, греческое, другое – генуэзское. Генуэзцы всячески старались подчинить греков, а греки отстоять свою свободу и независимость. Поскольку война никак не заканчивалась, то правители обоих государств хотели завершить дело миром. Однако на переговорах генуэзцы потребовали в качестве условия заключения мирного договора передать им золотую колыбель – святыню греческого княжества, изображенную на его знамени. Греки отказались и война продолжилась с новой силой.

Франки теснили греков, а те теряли своих лучших воинов. Православному княжеству угрожала серьезная опасность, а враги продолжали требовать золотую колыбель, обещая прекратить войну. Видя, что его государство находится на краю гибели, греческий князь удалился вместе с реликвией в пещеры Каплу-кая.  Здесь он произнес над святыней заклятие, поручив ее духам пещеры:

«Заклинаю кровью нашей, того, кто решится взглянуть на эти сокровища с умыслом похищения, путь он лишится рассудка и подобно бешеному волку рыскает по горам до тех пора, пока не погибнет жалким образом».

Согласно завещанию князя, когда его земля будет освобождена от иноземных захватчиков, его тридцать третий потомком сможет обрести священную реликвию. До тех же пор она будет оставаться скрытой в пещере Каплу-кая.

История и легенда

Исторический фон легенды – противостояние греческого православного княжества Феодоро со столицей на Мангупе и генуэзцев, создавших свои колонии в Крыму во второй половине XIII века. Генуэзцы, обладавшие финансовой и военной поддержкой метрополии, одну за другой захватывали бывшие византийские крепости на крымском  побережье. В 40-х гг. XIV века они обосновались в Балаклаве, где построили крепость Чембало. В 1365 году захватили Судак (Сугдею). В 1380 по договору с татарами в их руки были переданы поселки и укрепления на Южном берегу Крыма.

Местное население, сплотившись вокруг князей Феодоро, пыталось сопротивляться иностранным завоевателям. Самый известный эпизод длительной череды феодоритско-генуэзских войн произошел в 1433 году, когда в результате восстания жители Чембало сбросили власть генуэзцев и перешли пригласили в город князей Феодоро. Но уже в следующем году в Крым прибыла карательная экспедиция во главе с генуэзским адмиралом Карло Ломеллино, наемников для которой генуэзцы вербовали по всей Италии. При помощи новейшего по тем временам вооружения – пушек, генуэзцы захватили Чембало, спустя несколько дней Каламиту (Инкерман), а затем прошлись огнем и мечом по Южному берегу.  Все эти события напоминает те, которые нашли свое отражение в легенде.

Крымский Грааль

Так что же скрывается за символом золотой колыбели? Авторы книги «Загадка княжества Феодоро»  предполагают, что это ничто иное, как Святой Грааль – утерянная святыня христианства. Достоверные свидетельства о чаше, из которой Иисус причащал апостолов на Тайной Вечери, известны с IV века, когда в Святой Земле по инициативе римского императора Константина, начался поиск реликвий, связанных с земной жизнью и страстями Спасителя.

Некоторое время святыня хранилась в Иерусалиме, где ее видели многочисленные паломники, оставившие ее описания. Впоследствии, когда возникла опасность захвата города арабами, ее перевезли в Константинополь. В эпоху крестовых походов, европейские рыцари, посещавшие Константинополь, где ежегодно отмечался день Святой Чаши, назвали ее Святым Граалем и принесли в Европу множество легенд о ней.

В 1203 году, когда армия участников Четвертого крестового похода осадила столицу Византии, император Алексей III Ангел, бросив осажденный город на произвол судьбы, бежал вместе с сокровищами императорского дворца в Крым. Далее следы чаши Тайной Вечери теряются. Хотя крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, им так и не удалось найти священную реликвию.

Вместе с тем во всех дошедших до нас фресковых росписях эпохи княжества Феодоро присутствует один и тот же мотив – младенец Христос в чаше, которую, не зная толкования византийской литургии, можно принять за колыбель. Именно это сходство, по мнению авторов книги, стало причиной того, что среди мусульман, уже после османской аннексии Крыма, возникла легенда о золотой колыбели.

Золотую колыбель, скрытую где-то в крымских горах, неоднократно пытались найти. В.Х. Кондараки пишет, что в его время на полуостров неоднократно приезжали с какими-то старыми картами мариупольские греки – потомки жителей княжества Феодоро, переселившиеся в конце XVIII веке в Приазовье. В XX веке реликвию искали нацисты из «Аненербе» и сотрудники секретного отдела ОГПУ во главе с А. Барченко. Но безуспешно.

В мае 2012 года в статье, посвященной инаугурации Президента Российской Федерации Владимира Путина под названием «Путин вернулся» политолог Арно Хидирбегишвили написал, что третий срок российского президента может ознаменоваться обретением Чаши Грааля.  Возможно, вчера мы стали на шаг ближе к этому событию.

Николай Волков.