Севастополь /Новости, 3 сентября 2015/.

Сергей Николаевич Власьев родился (18) 30 мая 1880 года в Ярославле, в дворянской семье. В 1900 году он окончил Морской кадетский корпус, затем курс в Морской учебно-стрелковой команде и Минный офицерский класс. С 1903 года он служил мичманом в Порт-Артуре.

Во время русско-японской войны его корабль подорвался на собственных минах, и Власьев чудом остался жив. Он принимал участие в установлении радиосвязи между кораблями и берегом, участвовал в боевых действиях на море. Ученик изобретателя радио А. С. Попова, Власьев доставил в Порт-Артур радиостанции «Попов — Дюкрете», и, по некоторым сведениям, за 3 дня до боя «Варяга» с японской эскадрой была осуществлена попытка радиосвязи между крейсером и Порт-Артуром. Власьев был награжден орденами и медалями.

власьев и акула

Власьев горячо ратовал за строительство больших субмарин. По идее, молодого офицера надо было похвалить за рвение, энтузиазм. Но он получил… выговор, причем, от самого императора! Николай Второй упрекнул Сергея Николаевича за вмешательство «в прерогативы ему не принадлежащие».

В 1906 году Сергей Власьев был в числе тех, кто вступил в Учебный отряд подводного плавания. Власьев стал сначала командиром подводной лодки «Макрель», а через год – командиром подводной лодки «Пескарь». Идея подводных лодок не была популярна среди руководителей флота, и Власьев пытался доказать их неправоту и раскрыть перспективы применения подводного флота. В 1907 году он стал командиром самой большой на то время подлодки «Акула». За достижения в развитии подводного плавания Сергей Власьев был награжден орденом Станислава 2-й степени и ему было присвоено звание капитана 2-го ранга.

Подлодка "Акула" http://warfiles.ru/

«Акула» была спущена на воду 22 августа 1909 года в присутствии императора и «при стечении допущенных лиц различных сословий». Испытания были непростыми, субмарина не раз становилась в док для устранения неисправностей. В Кронштадте даже пошла в ход обидная, но отчасти справедливая поговорка: «Подводная лодка «Акула» — год плавала, три тонула».

Однако в последующие годы дефекты были устранены. К началу Первой мировой войны из одиннадцати подводных лодок Балтийского флота, только «Акула» под командованием Власьева считалась по-настоящему боеспособной. Остальные субмарины относились к старым конструкциям времен Русско-японской войны и не могли выходить за пределы Финского залива и его окрестностей.

Уже в начале войны «Акула» вышла в дозор. В августе 1914 года севернее Готланда корабль – это была первая атака русской подлодки в Первой мировой – привела в беспокойство два германских миноносца, которые уже приготовились напасть на наши суда. Неприятель вынужден был отойти, отказавшись от атаки.

Октябрь 1914 года ознаменовался первой боевой победой. В Данцигской бухте «Акула» потопила немецкий транспорт, а спустя два месяца в том же Гогланде торпедировала немецкий крейсер «Аугсбург».

«Акула» проявляла активность, то и дело вступая в боевое соприкосновение с противником — вахтенный журнал полон записей. И командир субмарины пользуется благосклонностью начальства — в марте 1915 года Власьев удостоен ордена «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий», затем следует повышение по службе – Сергея Николаевича назначают командиром первого дивизионом подводных лодок.

Во время гражданской войны в России был участником Добровольческой армии. В 1920 году он эмигрировал из России, жил во Франции. Скончался Сергей Николаевич Власьев 3 сентября 1955 года, был похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа, русском кладбище в Париже.