Инъекция национализма

опубликовал (а) -
0 58

В прошлом году многие граждане Беларуси столкнулись с шумной кампанией сначала по раздаче ленточек с народным орнаментом, затем — с популяризацией вышиванок и даже всевозможных «вышимаек», за которыми последовали концерты в ночных клубах под лозунгом «Белорусом быть модно».
Что ж, народные традиции — дело хорошее. Вот только кто за всем этим стоит и с какими целями?

В декабре 2014 года радикально-оппозиционный сайт 1863x.com разместил предельно откровенную статью:

«Белорусское политическое поле после разгромного 19 декабря 2010 года является выжженной землей. На любое действие власть реагирует болезненно, как вампир на солнечный свет. Но… все авторитарные и тоталитарные режимы падают — и Беларусь не исключение…. Беларуси необходима не смена власти, а смена режима власти, иначе мы будем видеть бесконечный парад Лукашенок на президентском кресле. Если посмотреть на главную проблему постреволюционных обществ, то везде сквозит один вопрос — кто возглавит перемены? Кадры, кадры, кадры. Любой благоразумный человек выступает за то, чтобы сотни и тысячи коррупционеров, неэффективных совков ушли из власти. А кто же сядет на их место? Значит, национально-демократическому движению нужна своя армия менеджеров разного звена, способная управлять процессами разной сложности. Отличной подготовкой для нас могут послужить гражданские культурно-социальные проекты».

И первым среди таких проектов названа «Арт Сядзіба», стоявшая за организацией всех перечисленных выше мероприятий: «Один из самых действенных за последнее время гражданских проектов, который стоит за многими полезными мероприятиями. Они организовывают Дни Вышиванки, раздают километры национальных ленточек, проводят всевозможные мероприятия, благотворительные концерты и образовательные мероприятия».

Интересно, что лидеры «Арт Сядзібы» в аналогичных 1863x.com выражениях критикуют оппозицию за неумелую организацию акций: «Для того чтобы сделать хорошее мероприятие, нужно привлечь внимание к проблеме, заняться рекламой и организовать все на месте. Это намного сложнее, чем обвинять в наших проблемах Лукашенко, Россию или «псевдооппозицию».

Абсолютная бессистемность работы и неорганизованность сегодняшней «оппозиции», сведение всех реальных проблем до политических лозунгов с поиском виновных является причиной того, что акция, которая должна собирать всю страну, собирает 300-400 человек». Это сказано одним из организаторов «Арт Сядзібы» Никитой Бровкой после посещения «с разочарованием» шествия оппозиции «Дзяды» 2 ноября 2014 года.


Нельзя не отметить интересный бэкграунд у лидеров этого объединения. В 2007 году Никита Бровка еще 13-летним подростком проходил подсудимым по делу участников оппозиционной организации «Молодой фронт».

Судя по записям Бровки в ВКонтакте, он хорошо помнит актив «Молодого фронта» 2006 года, и, кстати, по заветам вождя БНФ Зенона Позняка чтит Джохара Дудаева как героя борьбы с Россией.

А другой лидер этого «арт-объединения» Франтишек Вечорко в 2007-2008 годах возглавлял «Молодежь БНФ», молодежное отделение Партии БНФ, руководимой его отцом Винцуком Вечерко. После службы в армии он вроде бы отошел от политики, но во время декабрьских событий 2010 года вновь «всплыл», координируя одну из групп оппозиционеров в центре Минска.

И вот «Арт Сядзіба» демонстрирует, как надо работать — 5 октября 2014 года на первый в истории Беларуси День вышиванки в минском ДК «Простор» она собрала от полутора до двух тысяч человек. На второй «народный фестиваль» 13 декабря в холле минского Дворца искусств — от трех до четырех тысяч человек.

Это в несколько раз больше, чем собирают крупнейшие ежегодные шествия оппозиции в Минске в День воли.

Интересно, что перед первым Днем вышиванки в группе мероприятия в ВКонтакте одно из сообщений было проиллюстрировано картинкой со шприцем, украшенным вышивкой — то есть организаторы и не скрывают, что рассматривают свои акции как «инъекцию национализма» в белорусское общество.

Инъекция эта явно антироссийская даже на первых порах — по сообщению «Радио Свобода», уже первый День вышиванки «закончился скандированием «Слава Украине» и известной нецензурной песни про Путина» (ссылка на эту публикацию «Радио Свободы» размещена в группе мероприятия с пространным комментарием, но без каких-либо возражений по поводу «Славы Украине» и матерных криков про Путина).

На втором Дне среди прочей продукции шла продажа шевронов с изображением одного из видных деятелей белорусских коллаборационистов в годы Великой Отечественной Михаила Витушко.

Еще один активно продававшийся на Днях вышиванки товар — лонгслив (мужская кофта) с надписью на белорусском языке «Беларусь мае быць белорускай» («Беларусь должна быть белорусской»), с сентября 2014 года выпускаемый наряду с вышиванками недавно возникшей фирмой LSTR Adziennie.

Также LSTR Adziennie продает футболки и кофты с изображением всадника Речи Посполитой, топчущего московского стрельца.

Можно добавить, что одной из моделей на съемках продукции фирмы (футболки Real Monsters, где рядом изображены Сталин и Гитлер) выступил солист группы BRUTTO Сергей Михалок, культовая фигура среди радикальных оппозиционеров.

При этом типичным посетителем Дней вышиванки являются отнюдь не радикалы, а моднящаяся молодежь, как принято говорить ныне — хипстеры. Персонажи с модными в этой среде длинными бородами и кажуальными клетчатыми рубашками мелькают на всех фото с подобных мероприятий, на них же явно рассчитаны такие отнюдь не аутентично-народные изделия как галстуки-бабочки в цветах народного орнамента.

Добавляет всему этому атмосферности и привлекательности для молодежи музыкальные исполнители в стиле фолк (на организуемых в клубах вечеринках «Белорусом быть модно» в ход идут и барды-гитаристы, и даже электронная музыка).

На некоторых клубных мероприятиях на сцене устраивают и «эротические танцы» в вышиванках — длинноногие девушки, одетые лишь в таковые, задорно отплясывают и страстно извиваются перед собравшимися.

В общем, в ход идет все, чтобы привлечь на «модную новинку» молодежь.

Интересно, что модераторы групп Дней вышиванок не скрывают своих мыслей о том, что

«сегодня большинство [национально-]«сознательных» имеет психологию типичных представителей молодежных субкультур. Для них язык, вышиванка, флаг — то же, что розовая челка для эмо: дешевый способ выделиться среди серой массы, показать свою индивидуальность и значимость».

Зато благодаря нехитрым ходам можно привлечь на свои мероприятия тысячи молодых горожан. Конечно, это отнюдь не аудитория оппозиционных акций. Но в будущем она вполне может ей стать.

Вспомним, что националистическое безумие 2014 года на соседней Украине начиналось с раскручивания «маршей вышиванок» с участием не только правых футбольных ультрас, но и представителей городской интеллигенции.

via