Новости Севастополя

Севастополь  /Новости, 7 октября 2015/.

МОРСКОЕ  БРАТСТВО

74 года назад первый английский Полярный конвой под кодовым названием «Дервиш» прибыл в Архангельск. Он доставил военный груз для СССР, воюющего с немецко — фашистскими захватчиками.

Август 41-го года положил начало братства морских конвоев. Из порта Британии и Исландии в Мурманск и Архангельск было налажено морское  транспортное сообщение 2000 миль. Конвой союзников шел по нашпигованному немецкими подводными лодками и минами морю, попадал под налет немецкой авиации и боролся со стихией. Лицом к лицу союзники из Великобритании, Америки и России боролись с фашистской Германией. Скованные льдом полярных морей они противостояли захватчику, рискуя жизнью, ведь добраться до пункта назначения в таких условиях, шансов было мало…

И вот спустя много лет ветераны Полярного конвоя встретились вместе на русской земле… на севастопольской земле.

В легендарный город-герой прибыла английская делегация из трех человек – ветеранов Арктических конвоев Второй мировой войны.

— Северный конвой – это пример, когда союзники объединили силы в борьбе с врагом и это свидетельство того, что только общими усилиями мы можем достичь победы, — выступил с речью во время конференции в Правительстве Севастополя Полномочный представитель Президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев.

 

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ В ЛЕДЯНЫХ ВОДАХ

Вне политики, вне санкций и предостережений не ехать в «аннексированный» Крым, ветераны не могли пропустить встречу с морскими братьями в годовщину 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. И пускай эти встречи не так часты, но в памяти навсегда остались моменты, когда рука об руку, спина к спине, несмотря на бушующую стихию, атаку с моря и воздуха и жесточайшие условия Полярный конвой шел к своей цели. Две недели в пути, но это был самый короткий путь из порта Британии и США в Россию. И его надо было, во что бы то ни стало пройти.

Не все дошли… Погода становилась общим врагом, она заставляла находиться на пределе своих возможностей. Но морское братство конвоя, несмотря на взрывающие мины и падающие бомбы с немецких самолетов не бросали своих товарищей. Каждого, с затонувшего судна пытались спасти. Хотя в 2-3-х градусной воде живым можно было оставаться лишь 20 минут.

Кто-то так и нашел свой последний приют в ледяных водах северных морей.

Не все выжили. И сейчас те, кто, рискуя собой, доставляя по ленд-лизу важные стратегические грузы, пожимают друг другу руку. Не надо слов. За них говорят их глаза, испещренное морщинами лицо и увешенные орденами кителя.

Но нам — современникам нужны их истории, чтобы подвиги легенд Великой Отечественной войны не были забыты…

Новости Севастополя

ОДНИ ИЗ НЕМНОГИХ

— Я служил в последнем конвое в апреле 1945 года. При выходе из кольского залива один из наших кораблей был подбит немецкой торпедой и снес нос корабля, — вспоминает  председатель лондонского клуба «Русский конвой», ветеран полярных конвоев Эрнест Дэйвис. — Мы начали спасать наших друзей. К сожалению, из 160 мы смогли спасти только 44 , спасенные моряки были транспортированы в госпиталь в России… И сейчас мы, как ветераны, стараемся, чтобы как можно больше людей об этом узнавали. К сожалению, в Британии не так интересуются ветеранами, в отличие от России, где им оказывается уважение. Мы хотим познакомиться с Крымом и пообщаться с людьми.

Как мало осталось наших людей, участников Полярного конвоя… Каждый год они уходят от нас, унося с собой свои подвиги. Как мало в Севастополе тех, кто еще может рассказать нам о своем героическом пути во время конвоя.

— На сторожевом корабле я был матросом-сигнальщиком. Мы охраняли проход между полуостровом и часто в этом районе курсировали подводные лодки немцев, они бросали мины, на которые должны были якобы взрываться корабли, — делится воспоминаниями полковник в отставке Михаил Нюхин. —  И вот так я однажды сигнальщиком стою, смотрю – мина впереди, командиру говорю – впереди мина-рогатина. Он приказал встать на якорь, спустили шлюпку, и скомандовал боцману идти и уничтожить эту мину. Корабельная шлюпка, 6-ти весельный ял. Я был всего-лишь баковым. Мы сели и пошли. Подходим поближе к этой мине, боцман командует – «Табанить!» Боцман на корме сидит с взрывным устройством. Повесил это устройство на мину. «Навались!» И мы пошли вперед, но не прошли и 30-40 метров, как мина подорвалась. Проход освободили.

— Я краснофлотцем был на Северном флоте, на эсминце «Гремящем», который выходил встречать караван на 69-ой параллели, — рассказывает  полковник в отставке Федор Шилов. — И за время сопровождения каравана ни один транспорт английский и американский не подвергся атакам. Единственное, что было памятное, это когда немец разбомбил пароход «Мария Раскова», который шел на Новую землю с экспедицией. Пароход потерял управление, и наш корабль взял его на буксир и вел на Новую землю. И я этот трос брал в руки и все их исцарапал.  После этого получил заражение руки — флегмона. Попал в госпиталь, где провел целый месяц. После госпиталя попал на батарею 542, которая охраняла вход в Кольский залив.

Каждый из ветеранов – наша гордость, наша защита и честь. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло поприветствовал каждого из них и поблагодарил за ту героическую миссию и боевые задачи, которые они выполняли во время Полярного конвоя.

— Только понимание единого врага и боевое братство привело к тому, что враг был побежден. Приветствую вас на севастопольской земле, еще раз говорим спасибо за победу и желаем здоровья… самое главное — здоровье, — пожелал ветеранам Сергей Меняйло.

Ветераны из Великобритании пробудут в Крыму несколько дней, за которые познакомятся с местной культурой и посетят различные достопримечательности, связанные с историей Великой Отечественной войны. В Симферополе 6 октября возложили цветы и венки к Могиле неизвестного солдата и памятнику Т-34. В Ялте для ветеранов провели экскурсию по Ливадийскому дворцу, где в 1945 году на Ялтинской конференции встретились лидеры трех держав — СССР, Великобритании и США.

А 7 октября в Севастополе ветераны возложили цветы к мемориалу героической обороны города в период второй обороны 1941-1942 годов. Они также посетят музей Черноморского флота, мемориальный комплекс 35-я батарея и музей-диораму.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

Около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. Доставлено более четырех миллионов тонн грузов, в том числе свыше 5000 танков и 7000 самолетов. Великобритания потеряла во время доставки грузов в СССР 85 торговых судов и 16 боевых кораблей. Северные конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий.

В 2014 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении медалью Ушакова нескольких тысяч британских моряков «за мужество и отвагу, проявленные в годы Второй мировой войны при участии в Северных конвоях».

 

В ТЕМУ

Ранее Форин-офис Великобритании попытался воспрепятствовать организации визита британских ветеранов Северных конвоев в Крым. Говоря, что «ввиду наблюдающейся там напряженной обстановки», не стоит посещать полуостров.

В свою очередь МИД РФ выступил с официальным заявлением: «В год 70-летия окончания Второй мировой войны сохранение общей исторической памяти не может становиться заложником политической конъюнктуры».

 

 

Анна Мельникова