Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 3 ноября 2015/.

Последнее пленарное заседание сессии Законодательного Собрания, состоявшееся 27 октября, оказалось неожиданно конструктивным и прошло без интриг и скандалов, которыми так любят развлекать севастопольцев депутаты-чаловцы. Но надежды на то, что в «команде Чалого» взялись за ум и готовы вместе с Правительством плодотворно работать на благо города, судя по всему, оказались сильно преувеличенными.

Основная интрига на этот раз разворачивалась не в зале заседаний, а в кулуарах. И по доносящемуся оттуда эху, есть основания предполагать, что чаловцы готовят неприятный сюрприз Севастополю при утверждении городского бюджета на следующий год.

Развернувшаяся на прошлой неделе дискуссия о том, к какой дате Правительство должно внести проект бюджета-2016 в Законодательное собрание на первый взгляд может показаться исключительно технической и не затрагивающей интересы простых севастопольцев. Однако на деле, интриги «коменданте Ч» и его команды могут самым негативным образом сказаться на жизни города.

 

Почему Севастополь «опаздывает» с бюджетом?

Севастополь и Крым весной прошлого года начали писать свою новейшую историю с чистого листа. Это касается и такой важной составляющей жизни любого субъекта Российской Федерации как бюджетный процесс. В Севастополе формирование бюджета связано с вполне закономерными трудностями, проистекающими из специфики переходного периода.

В российских регионах, наряду с принятием бюджета на следующий год, утверждаются прогнозные параметры бюджетов еще на два года, что не только является важным с точки зрения планирования бюджетных расходов, но и облегчает принятие бюджета в следующем году. Севастополь и Крым оказались в сложной ситуации, когда из-за большого количества проблем, вызванных переходным периодом, такое планирование является фактически невозможным.  Стоит отметить, что эту проблему прекрасно понимают в Правительстве Российской Федерации. По инициативе федеральных властей принято решение продлить ряд положений переходного периода для Крыма и Севастополя на следующий год, в том числе и в области формирования и подготовки бюджета.

Вторая причина – изменение федерального бюджетного процесса. В этом году федеральный бюджет направлен в Государственную Думу 23 октября. Планируется, что в первом чтении он будет рассмотрен 13 ноября. Только после этой даты в Правительстве Севастополя смогут получить утвержденные параметры по межбюджетным трансфертам. Учитывая тот факт, что из запланированных на следующий год расходов в размере 36 млрд. рублей, город, как ожидается, заработает самостоятельно только 7.7 млрд., без окончательного согласования этих параметров невозможно серьезно говорить о проекте городского бюджета. Увы, сегодня Севастополь является высокодотационным регионом и обеспечение его жизнедеятельности более, чем на 70% зависит от федерального центра.

Казалось бы, экстремальные условия переходного периода должны заставить ЗакС и Правительство дружно работать на благо Севастополя и севастопольцев. Но депутаты-чаловцы неумело подражают знаменитому Макиавелли, пытаясь при помощи политических интриг продемонстрировать себе и окружающим собственную значимость.

На прошлой неделе они выдвинули настоящий ультиматум Правительству, потребовав предоставить проект городского бюджета в готовом виде уже 15 ноября, т.е. через день после утверждения федерального бюджета в Государственной Думе. В Правительстве считают этот срок нереальным, и готовы окончательно сверстать документ к 25 ноября. Но депутаты угрожают, что в этом случае они не примут бюджет до конца года, так как у них, якобы, не хватит времени для проработки документа.

Показательно, что депутатам ГосДумы вполне достаточно месяца для принятия федерального бюджета для державы с населением 145 миллионов, тогда как севастопольские депутаты настолько занятые люди, что им не хватает такого же срока для принятия бюджета субъекта с населением в 400 000 человек. Не исключено, что кроме интриганства причина такой медлительности может объясняться финансовыми аппетитами депутатов-чаловцев.

 

Что нужно депутатам?

Принципы «работы» депутатов с бюджетом были наглядно продемонстрированы на пленарном заседании 13 октября. На этом заседании рассматривался вопрос о корректировке бюджета на текущий год. Благодаря усилиям Правительства, удалось пробить дополнительные деньги для Севастополя. При этом деньги немалые. Расходная часть бюджета увеличилась с 18 млрд. рублей до 28 млрд. рублей, при этом увеличение за счет местных ресурсов составило только 500 млн., тогда как остальные средства были выделены федеральным центром. Очень важно было как можно скорее принять документ, так как исполнительной власти необходимо освоить средства до конца года. А средства планировалось пустить, в том числе, для решения таких важных для города проблем как газификация (200 млн. рублей), ремонт дорог (200 млн. рублей), приобретение автобусов для подвоза учеников к школам в сельской зоне, выделение средств на протезирование зубов ветеранам и многое другое.

Комиссия по бюджету во главе с депутатом Вячеславом Аксеновым рассматривала текст законопроекта больше месяца, но, в конце концов, дала свое «добро». Однако уже на пленарном заседании заместитель председателя ЗакСа Кулагин потребовал направить проект на доработку. Недовольство правой руки Чалого вызвал тот факт, что «Команда Ч» получила слишком мало дополнительных денег.

«По сравнению с Законодательным собранием, которому увеличили финансирование всего на 8 миллионов рублей, районам выделяют больше денег», — горестно посетовал депутат.

Не забыл Кулагин и о соратниках Чалого из Департамента приоритетного развития: «Это позорище! Департаменту приоритетных проектов выделяют всего 6 миллионов рублей, тогда как Управлению финансового контроля – 16 миллионов», —  не скрывал он своего возмущения.

Разумеется, ни школы, ни больницы, ни нужды ветеранов депутата абсолютно не интересовали.  Кулагин фактически предложил оставить целый ряд служб без финансирования, пока не будут внесены поправки в законопроект, удовлетворяющие финансовые аппетиты «Команды». Правда, большинство депутатов не согласились с Кулагиным и приняли предложенный Правительством законопроект.

Судя по всему, настоящий бой они готовы дать Правительству при рассмотрении бюджета на 2016 год. Ведь в этот раз у депутатов есть превосходная возможность для шантажа исполнительной власти, так как они не скрывают, что могут заблокировать принятие бюджета до 1 января 2016 года.

 

Если бюджет не будет принят вовремя…

Чего ожидать в таком случае простым севастопольцам? Понятно, что непринятие бюджета может привести к полной остановке работы государственного механизма, а значит к параличу всех органов власти субъекта Российской Федерации. К тому же, работники бюджетной сферы, чья зарплата напрямую зависит от получения бюджетных средств, могут лишиться источника своего существования.  В связи с этим законодательство разных субъектов Российской Федерации предполагает разные варианты выхода из бюджетного тупика.

Например, Бюджетный кодекс Вологодской области предоставляет Губернатору, в случае непринятие бюджета, право производить расходование бюджетных средств в рамках лимитов, утвержденных Законодательным собранием, до момента принятия закона об областном бюджете.

Однако севастопольские депутаты пошли по более простому пути. Закон города Севастополя от 14 августа 2014 года №59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе» предполагает, что если бюджет не будет принят и не вступит в силу до начала нового финансового года введение так называемого режима «временного управления бюджетом» (статья 26.14). Данный порядок прописан в статье 190  Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно этому механизму, Правительство сможет осуществлять расходование бюджетных средств, но в размерах не более ¼ на квартал или 1/12 на месяц от расходов предыдущего года. При этом расходовать средства можно только на те статьи расходов, на которые они выделялись в прошедшем финансовом году.

В нашем случае, учитывая предполагаемое увеличение годовых расходов с 28 до 36 млрд. рублей это будет означать, значительное уменьшение финансирования расходной части бюджета. Нетрудно предсказать, что это приведет к росту социальной напряженности в городе. Может быть, именно этого и хотят чаловцы? Ведь результаты своих интриг и непрофессионализма они в очередной раз попробуют списать на Правительство.

 

 

Николай Волков