Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 21 января 2016/. Первую в мире атомную подлодку спустили на воду 21 января в 1954 году — это 62 года тому назад.

Хотя идею применения боевого подводного судна впервые высказал еще Леонардо да Винчи, а Жюль Верн в своем романе «20 тысяч лье под водой» придал этой мысли более реальные черты, описав подводную лодку «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли. Роман был написан в 1870 году, то есть еще тогда у человечества были мысли о сверхмощном орудии, способном действовать даже под водой.

Согласно идеи Жюль Верна, «Наутилус» для поражения врага использует металлический «бивень», который по роману располагался на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.

Но это все было лишь в воображении писателя, а реальный образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем. Тогда в Лондоне была построена подводная лодка и успешно испытана в Темзе. Правда она была весельная для 12 гребцов и 3 офицеров. Историки говорят, что сам король Иаков I был в числе этих офицеров. Для поглощения испорченного дыханием воздуха изобретатель приготовлял жидкость, подробности рецепта которой не сохранились.

В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом. В 1718-1728 годах крестьянин-самоучка Ефим Никонов занимался строительством как тогда говорили «потаённого судна», однако все его работы потерпели фиаско и соответсвенно реализовать их не удалось.

Первым, кто построил подводную лодку для атаки неприятеля, был американский изобретатель Дэвид Бушнелл (1776) из Коннектикута. В его подводном судне заключались уже все те элементы, которые применялись впоследствии. Можно сказать, что Бушнелл уже тогда изобрел зародыш современной миноноски. Его подлодку называли «Черепаха», так как она имела чечевицеобразную форму, напоминая два спинных щита черепахи, герметически спаянные между собой. наверху был небольшой купол со стеклами, через который входили в подводную лодку. манометр указывал глубину погружения.

Летом 1776 года Эзра Ли (Ezra Lee) пытался атаковать в Нью-Йоркской бухте английский фрегат, но присоединить к кораблю мину не удалось. Тем не менее, мина всплыла с запущенным часовым механизмом и взорвалась. При новой попытке атаковать английские корабли на реке Гудзон «Черепаха», которая шла к месту атаки на буксире, была обнаружена. Англичане вовремя заметили противника и, открыв огонь из орудий, потопили и буксирующее судно, и лодку.

В 1800 году француз Роберт Фултон построил удачную модель подводной лодки усовершенствованного типа Бушнелла и представил ее Бонапарту. Лодка была построена в Руане и испытывалась весною в 1801 году в Гавре. Она могла вмещать трех человек. При первом спуске под воду Фултон с матросом прошел под водой значительное расстояние и оставался под водой до 20 минут. В августе 1801 года он спустил вторую, более усовершенствованную подводную лодку под названием так же как и у Жюль Верна — «Nautilus», которая строилась в Париже из листовой меди с железными креплениями, для 4-х челевек. Испытания производились на реке Сене. В этом «Наутилусе» изобретатель с тремя помощниками пробыл под водой более часа и прошел расстояние в ½ мили. Однако Бонапарт, не увидел от этих дорогих опытов пользы военному делу и отказался покровительствовать новатору.

В России подводными лодками занялся Джевецкий. Первая модель его лодки была построена в Одессе в 1878 году. Почти треугольная в поперечном разрезе, имеет рыбовидную форму в продольном разрезе, стальной корпус. В середине верхнего выпуклого листа сделан овальный вырез, по краям которого приклепан медный фонарь с иллюминаторами (башенка); здесь помещаются головы 4 людей, составляющих экипаж подлодки, который работает ногами на велосипедный привод, передающий зубчатыми колесами движение гребному винту.
Далее очень много изобретателей, преимущественно иностранных пытались сделать усовершенствованный экземпляр лодки.

Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

Кстати, Россия начала войну с 58 подводными лодками в эксплуатации или в стадии строительства. Основой подводного флота были 24 лодки типа «Барс». Во время войны из 58 лодок погибли 24.
И наконец, одно из самых грозных орудий — первая в мире атомная подлодка — 21 января 1954 года с верфи Гротона американского штата Коннектикут в присутствии президента США Эйзенхауэра была спущена в воду. Назвали лодку, как не странно опять «Наутилус», уж слишком сильно отложились в памяти людей события, описанные в романе Жюль Верна. Через восемь месяцев лодка была принята на вооружение ВМС США. При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, она имела водоизмещение 4092 тонны. Провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.

«Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года. Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотропные испытания. В частности делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

Сегодня пять стран – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция – используют больше ста атомных подводных лодок. А первенец «Наутилус» («Nautilus») стоит в Гротоне у мемориального причала.