Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 7 января 2016/. 8 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет.

Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к самым интересным и любопытным фактам.

Уникальная возможность проверить себя и знания истории своей страны на примере отдельно взятого монумента, аналогов которому в мире нет.

История России в бронзе

Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел с крестом в руке — олицетворение православной церкви, а коленопреклоненная женщина — олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Новости Севастополя

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени).

Новости Севастополя

Рюрик — основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь.

Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э. За ним справа, полулёжа находится языческий бог Велес.

Новости Севастополя

Божество Велес согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, змей — антагонист Громовержца Перуна.

Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году.

Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.

Новости Севастополя

Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Куликовская битва, 1380 год.

Дмитрий Донской в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу.

Новости Севастополя

Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.

Новости Севастополя

Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых.

Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.

Новости Севастополя

Петр I — основание Российской империи, 1721 год.

Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя.

Новости Севастополя

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что.

За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…

Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову:

«Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.

Новости Севастополя

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.

Новости Севастополя

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие.

Новости Севастополя

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.

Новости Севастополя

10 часто задаваемых вопросов о памятнике

1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября? 

На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

2. Почему памятник установили в Новгороде? 

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом — это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».

Новости Севастополя

3. Почему автором памятника стал не скульптор, а художник? 

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

4. За что критиковали проект памятника? 

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

5. Кто работал над памятником?  

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка — огромная. А сроки — меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин — их вчерашний ученик в Академии художеств.

6. Насколько дорогим был памятник? 

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них — пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

7. Как cложилась дальнейшая судьба авторов памятника? 

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия.

Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, — внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года? 

Как ни парадоксально — антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным».

Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку».

«Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета».

Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план.

Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, — и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

9. Что было с памятником во время войны?  

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов — все это было уже вывезено.

Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности — Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку — когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.

Новости Севастополя

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли

10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?  

Не просто восстановили — за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами.

Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны — 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде — какие-то детали были испорчены, какие-то — утеряны. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей. Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.

Новости Севастополя