Не про политику. О людях

опубликовал (а) -
0 496

Первое крещение границей было летом 2014-го, когда я ехал в Севастополь сдавать вступительные экзамены. Украинское ВНО я сдал плохо, поэтому пути обратно не было. Очередная ситуация из цикла «либо пан, либо пропал».

Впервые я был в Крыму в компании родителей, детства, лета и Ялты. Расстояние между Чонгаром и Джанкоем я сладко проспал, как и остальные 9 часов пути. Автобус «Мариуполь – Ялта» стал для меня путеводителем по Крыму. Июльское солнце южного берега оставило на память багровый загар и поставило знак равенства между словами «Крым» и «курорт». До 18-ти лет я не допускал, что на полуострове есть еще что-то кроме гор, шикарного моря и чурчхелы. Спустя 6 лет я открыл для себя Севастополь, Симферополь, Алушту, Артек, Гурзуф, Херсонес и Балаклаву. Я познаю Крым дальше, пуская в легкие свежесть его дыхания. Жизненный парадокс заключается в том, что прежде чем вдохнуть полной грудью воздух крымских степей, нужно минимум 4 часа дышать ароматами озера Сиваш. Виновник этого не соленое озеро, не паршивая дорога, а препятствия неприродного происхождения. Я преодолевал этот путь 12 раз и готов делиться впечатлениями.

Поступать в университет мы ехали в большой удобной машине всей семьей. В эту поездку я не знал горя, кроме тоски по старой жизни и муторного ожидания в автомобильной очереди. Каждые двадцать минут отец отправлял меня «на разведку», чтобы я сосчитал количество машин до границы, так что сильно я не расслаблялся. На этом мои неудобства заканчивались. Спустя четыре часа мы уже мчались в Севастополь. После такой легкой прогулки я совсем не боялся следующей поездки в Крым. Во второй раз мы поехали туда через месяц на пару с отцом. Суровое мужское путешествие не предполагало наличие в машине чего-то, кроме двух литров питьевой воды, четырех бутербродов и домкрата. Я не виню отца за свойственный ему минимализм, потому что он не знал, что мы будем нюхать Сиваш, стоя на одном месте ровно 12 часов. Это было хуже, чем ужасно. Это было больше, чем нудно. Это один из худших дней в моей жизни. Через первые три часа ожидания у нас почти закончилась вода, полностью закончилась еда, и напрочь отсутствовали темы для разговоров. Когда «Марджанжа» играла в нашем плейлисте по седьмому кругу — у отца не выдержали нервы, и он выключил музыку. Шел 8 час очереди, когда сон одолел меня. Проснулся я от приятного мурлыкания заведенного двухлитрового дизеля. Ощущение того, что нас вел не навигатор, а Моисей, оставалось до конца пути. Только после этого случая я понял, что на границе и в жизни все не так просто, как казалось в детстве.

Реальные проблемы начались, когда родители решили прекратить ездить за мной в Севастополь каждый раз. Впервые я сам ехал в Украину зимой 2014-го года и был сильно на взводе после рассказов друзей и знакомых: они наперебой кричали о пешей трехкилометровой буферной зоне и прочих «радостях». Я, как будущий журналист, привык делить всю информацию ровно на шестнадцать. Стараясь не накручивать себя, я прибыл на КПП Чонгар в спокойствии. Добраться туда можно из любой точки Крыма на автобусе или электричке. Автобусный билет из Севастополя стоит 500 рублей и едет он прямо до границы. Билет на электричку – 110р., но довезет она только до Джанкоя, где Вы сможете пересесть на рейсовый автобус или словить такси. Есть еще один вариант – воспользоваться услугами частных перевозчиков, которые двумя автобусами доставят вас в пункт назначения. Первый довезет вас до одной границы, а второй будет ждать на другой стороне. Главное не опоздать на второй автобус, как я однажды. «Семеро одного не ждут» и это правда. Самое обидное, что моя вина была только в моей невезучести. Прямо перед моим носом граница замерла в ожидании свиста рака на горе, а все остальные пассажиры моего автобуса прошли вперед. Я простоял первый в очереди в общей сложности около четырех часов. На украинской стороне я не нашел ни пассажиров, ни автобус, который должен был меня ждать. Догонять его пришлось на такси, а после еще и объяснять свою задержку водителю и разъяренным странникам.

И так, Вы на границе. Есть уйма способов пересечь ее: топать три километра пешком со своим добром в руках, доехать сразу до вокзала Новоалексеевки с настойчивыми таксистами или договориться с попутчиками. Будучи студентом, я выбрал дешёвый вариант: водрузил самую большую сумку на спину, вторую сумку перевесил через левое плечо, а через правое портфель для равновесия. Шел я медленно и неуверенно, потому что указателей (особенно после российской границы) нет. Информацию  далее можете воспринимать как инструкцию по пересечению буферной зоны зимой. Прежде всего, тебя поглощает очередь на российской границе. Эта очередь двигается достаточно ровно и цивилизованно, но зимний ветер на полуострове превращает даже самого увесистого и увешанного туриста в одуванчик. Если вы ко всему прочему и мерзляк, как я, то советую не просто надеть три свитера и пуховик, а еще и лицо прикрыть шарфом. Обувайте очень, подчеркиваю, очень удобную обувь, потому что дорожное покрытие далеко от стандартов. Девушки, никаких каблуков! Мужчины, обуваем обувь, которую не жалко. Радует наличие отдельной зоны для пешеходов. Она выглядит, как коридор с двусторонним движением, в котором въезжающие от выезжающих отделены забором и двигаются в противоположных направлениях. Заранее предупреждаю, что пересечение границы – процесс изматывающий и тяжелый, особенно для детей и пожилых людей. Поэтому настоятельно рекомендую не вовлекать их в это без надобности. Пока ты около двух часов стоишь на морозе в этом коридоре, закутанный так, будто тебя одевала мама, можно развлечь себя рассматриванием твоих соседей по очереди. Я обычно оказываюсь в ситуации вроде: спереди бабушка с живой курицей в руках, сзади нервная мать с тремя вымотанными детьми. Очередь двигается медленно, а бабуля с приданым еще медленнее. Сотрудники таможенной службы работают на пределе, но они тоже люди. Гигантская куча условностей превращает процесс пропуска в ритуал, похожий на пляски с бубном в компании индейцев. Все тянется как дневной сериал и это невыносимо скучно. Постарайтесь относиться ко всему с юмором — так время идет быстрее. После того, как первая таможня дает добро, начинается вакханалия вперемешку с крысиными бегами. Бабуля с курицей в руках превращается в бульдозер, многодетная мать в вездеход, а молодежь в болиды формулы один. Причина этому автобус, который за 20 рублей провезет тебя почти по всей буферной зоне. Каждый хочет оказаться на его остановке в числе первых. В 2014-м году этот автобус был похож на превратное счастье. Я хочу сказать, что он вроде бы там есть, но его никто не видел. Все же это не повод быть на остановке последним. В тот день автобус, видимо «решил отдохнуть», и мы, не теряя темпа, отправились преодолевать знаменитую буферную зону пешком.

Все путешественники обычно отправляются в дорогу с полной выкладкой, потому что все нажитое непосильным трудом добро хочется взять с собой. Мало кто думает наперед и снаряжается минимумом вещей. Советую быть из числа последних. С высоты птичьего полета мы, наверное, были похожи на бурлаков, которые тянут не лямку, а свои пожитки. В районе озера Сиваш крымский ветер крепчает, превращая вас при этом в парус, а ваши вещи в лодку. Напоминаю, что указателей после российского флага вы не увидите. Даже автомобилисты не всегда понимают, в каком ряду ехать и куда. Итак, на подступи к украинской границе первым лучше не быть. Не окажитесь в хвосте, но и не лезьте «поперед батька». Так вы сможете морально подготовиться и видеть обстановку на шаг вперед. После украинской границы вы попадаете на заправку, откуда вас забирает другой автобус или такси. Если пешие очереди на границах будут продвигаться достаточно быстро, то покончить с этим можно через два-три часа. Летом все сокращается до двух часов, потому что удобная одежда и обувь делают свое дело. Плюс к этому в очереди можно загорать, а не мерзнуть, как зимой. Бежать на автобус не надо, потому что можно и пройтись, оставив автобус женщинам, пенсионерам и детям.

По большому счету не важно, в какую сторону вы двигаетесь, это касается всех. Кто на Чонгаре не стоял, тот домой не хочет. Надеюсь, вы будете учиться на моих ошибках и не совершать своих. Желаю легкого асфальта пешеходам и ни гвоздя, ни жезла автомобилистам.

 

Богдан Водолазский