Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 13 февраля 2016/. 12 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск встретились в международном аэропорту Гаваны. Еще до начала переговоров это событие назвали историческим. «Совпадение визита Святейшего патриарха в страны Латинской Америки и посещение папой римским Мексики предоставило возможность именно в Новом Свете провести встречу», — отметил глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион.

По итогам беседы была подписана совместная декларация на 10 страницах, которая содержит 30 пунктов.

Почему к этой встрече с самого начала было приковано столько внимания, что предшествовало и мешало ее проведению в прошлом и какие вопросы могут быть решены — в материале ТАСС.

Почему эта встреча так важна?

Папа римский и патриарх Московский и всея Руси встретились впервые в истории. За все время контактов между Русской православной церковью (крупнейшей из Поместных православных церквей в мире) и Римско-католической церковью (крупнейшей из всех существующих христианских церквей) таких прецедентов не было.

«Готовившаяся в течение долгого времени встреча предстоятелей Русской православной и Римско-католической церквей станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя церквями», — заявил митрополит Иларион.

«Московский патриархат и Святой престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды всех людей доброй воли», — совместное заявление РПЦ и Ватикана

Встреча приобрела особое значение на фоне обострения международной напряженности, добавил кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

«Крайне важно, что эта встреча происходит сейчас, когда в мире так много проблем. От взаимодействия двух церквей будет многое зависеть для дальнейшего урегулирования международных вопросов», — сказал иерарх.

По его мнению, еще преждевременно говорить о возможной поездке папы римского Франциска в Россию. «Это важный шаг, но предстоит пройти важный путь для сближения двух церквей», — указал кардинал Каспер.

Когда и почему христиане разделились на православных и католиков?

Разделение христианства на Римско-католическую и Православную церковь, именуемое также Великим расколом либо Великой схизмой, было окончательно оформлено в 1054 году, хотя еще задолго до этого между ними возникли расхождения, имеющие обрядовый, догматический, этический и иной характер.

Cреди догматических расхождений есть несколько наиболее существенных — это вопрос о филиокве (в православном Символе веры Святой дух исходит от Отца, а в католицизме — от Отца и Сына) и о непорочном зачатии Девы Марии.

Еще одним непреодолимым разногласием является догма о безошибочности папы римского, когда он говорит о вероучении. Кроме того две церкви расходятся в понимании верховности понтифика, его главенства над всеми христианами. Оно было провозглашено в 1870-м на первом Ватиканском соборе. Хотя первенство папы среди прочих «церквей» и «царей» Рим установил еще в раннем средневековье — при Григории VII (папа римский с 1073 по 1085 г.) и Бонифации VIII (папа римский с 1294 по 1303 г.).

Встречался ли когда-либо папа римский с другими православными патриархами?

Несмотря на разногласия между двумя церквями, начиная с XX века папа римский несколько раз встречался с православными патриархами.

Важной вехой в отношениях католиков с православными стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора и папы римского Павла VI в Иерусалиме в 1964 году. «Это была первая такая встреча, и тогда были сняты взаимные анафемы», — отметил историк религий, знаток истории православия Петр Чистяков.

Нынешний папа римский Франциск несколько раз лично общался с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Во время визита главы Святого престола в 2014 году в Стамбул, приуроченного к 50-летию встречи Павла VI с Афинагором, многие обратили внимание, что понтифик преклонился перед православным патриархом, несмотря на то, что за католическим папой закреплено «непререкаемое первенство».

Однако встречу московского патриарха с папой римским до сих пор организовать не удавалось, хотя в какие-то периоды вероятность этого была высокой. «Ближайший помощник патриарха Пимена (патриарх Московский и всея Руси с 1971 по 1990 г.) митрополит Никодим встречался с папой многократно, это известный факт. И, если бы в 1971 году патриархом избрали бы не Пимена, а Никодима, он бы продолжил встречи с папой», — считает ученый.

Как долго готовилась нынешняя встреча?

Встреча патриарха Московского и всея Руси с папой римским готовилась 20 лет. Ей предшествовала кропотливая работа разных рабочих групп и комиссий. В частности, одна из них занимается тщательным анализом теологических вопросов, приведших к расколу в 1054 году.

Митрополит Иларион напомнил, что еще в середине 1990-х годов была запланирована встреча между патриархом Московским и всея Руси Алексием II и папой Иоанном Павлом II, однако она не состоялась, так как не удалось согласовать вопросы, существенно важные для позиции РПЦ. Это касалось грекокатоликов, которые захватывали православные храмы на Западной Украине, и прозелитизма (стремление обратить других в свою веру) католических миссионеров на канонической территории Московского патриархата.

Тем не менее стороны продолжили готовить встречу, указывая, что она важна и возможна. Для глав церквей было важно не просто встретиться и пожать руки перед камерами, а решить реальные вопросы, подчеркнул митрополит Иларион.

Перспектива встречи глав двух церквей стала казаться ближе при понтификате Бенедикта XVI после интронизации Кирилла, бывшего председателем Отдела внешних связей РПЦ при Алексии II. Патриарха Кирилла связывали с немецким папой давние личные отношения. Он неоднократно встречался с Бенедиктом XVI в качестве «министра иностранных дел» Московского патриархата. Кроме того, они переписывались по теологическим вопросам в то время, когда Кирилл был проректором Ленинградской духовной академии, а Йозеф Ратцингер, принявший впоследствии имя Бенедикта XVI, преподавал в Регенсбургском католическом университете.

С отказом от престола Бенедикта в феврале 2013 года возможность встречи вновь отдалилась.

Избранный в марте 2013 года первый латиноамериканский папа Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя святого покровителя Италии и Европы Франциска, сразу продемонстрировал свою открытость по многим вопросам, в том числе в диалоге с православными.

«Время нашего разброда и шатания в оценке общественно значимых проблем должно закончиться. Начался этот процесс при папе Бенедикте XVI, и мы очень надеемся, что и при нынешнем папе (Франциске), с его открытостью к социальной проблематике, с его чувствительностью к социальной несправедливости, с его, как я понимаю, готовностью вносить свой вклад в решение тех проблем, эта добрая тенденция будет развиваться и совершенствоваться. По крайней мере, мы открыты к диалогу, к сотрудничеству, к развитию такого рода взаимодействия, и у нас нет никаких свидетельств о том, что нынешний папа не открыт к тому же», патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Мы с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом хотим провести встречу, оба готовимся к ней. Мы движемся в этом направлении с ответственностью и доброй волей, с намерением устранить все препятствия», — папа римский Франциск.

Что мешало встрече раньше?

Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя церквями и главным препятствием для проведения встречи предстоятелей оставалась деятельность Украинской грекокатолической церкви. Ее последователи, обычно именуемые униатами, проживают в основном на западе Украины, сохраняют православную обрядность, но при этом признают своим главой папу римского.

Разгром униатами трех епархий Московского патриархата на Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) из Львова в Киев, настойчивое желание этой церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубляли проблему, объяснил митрополит Иларион.

«Продолжается католическая миссия в России и в других странах СНГ среди людей, крещенных в православии, а также крайне недружественная политика руководства Украинской грекокатолической церкви по отношению к канонической Украинской православной церкви на Украине. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги по изменению ситуации в лучшую сторону, без этого наши встречи с представителями Римско-католической церкви будут носить лишь протокольный характер и не принесут облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий», — Алексий II, патриарх Московский и всея Руси с 1990 года по 2008 год.

«Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени на Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами, — заявил митрополит. — Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами».

Почему сейчас эта встреча стала возможной?

По мнению экспертов, встречу между двумя предстоятелями удалось приблизить благодаря тому, что Франциск не является приверженцем авторитарного католицизма. «Нынешний понтифик отказался от имперского размаха с его прозелитизмом и уважает автономию других церквей», — считает ватиканист, автор нескольких книг о папстве Марко Полити.

Кроме того, в последнее время папское государство нередко оказывается на стороне России по ключевым вопросам международной политики. Так, Святой престол придерживается подчеркнуто сдержанной позиции по украинскому кризису. Стоит вспомнить о письме Франциска президенту РФ Владимиру Путину накануне саммита «двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Понтифик предупредил, что «без России нельзя решить ни одной важной международной проблемы».

Что касается темы униатства, то сегодня для Ватикана этот вопрос «как идея и самоцель преодолен», говорит кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

В свою очередь митрополит Иларион отмечал, что встреча патриарха и папы римского не говорит о том, что противоречия между РПЦ и Ватиканом преодолены. «Во-первых, не преодолены вероучительные разногласия. Однако целью встречи и не является обсуждение вероучительных вопросов. Во-вторых, не преодолены те разногласия практического характера, которые омрачают жизнь наших церквей», — добавил он.

Основным фактором, повлиявшим на решение предстоятелей провести встречу, стали непрекращающиеся в последние годы гонения на христиан в мире.

Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими церквями, считают в РПЦ.

«В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям», — митрополит Волоколамский Иларион.

Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный архиерейский собор Русской православной церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому, несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска.

Почему встреча проходила на Кубе?

Беседа глав двух крупнейших Церквей мира проходила на нейтральной территории. Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.

Митрополит Иларион заявил, что ни Россия, ни Ватикан не рассматривались как место встречи папы римского и патриарха, а для этого выбрана «нейтральная территория». «Куба устраивает всех, это та часть региона, которая динамично развивается», — сказал митрополит.

Какие темы обсудили патриарх Кирилл и папа Франциск?

Помимо основной темы — современных общих угроз для христианского мира, в особенности гонений на христиан, предстоятели затронули актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики.

Патриарх и понтифик обсудили также общечеловеческие ценности, роль церкви в сохранении традиционных институтов семьи и брака, борьбе с «массовой западной культурой потребления, разъедающей основы духовности», и такими пороками, как наркомания и пьянство.

«Что касается отношений с Католической церковью, то мы имеем сегодня много общего в наших позициях, в том числе по вопросам, которые сегодня беспокоят людей, таким как семья, брак, рождение детей, биоэтика, защита христианских ценностей в Европе. У нас есть много общего, и это общее мы развиваем через диалог», — патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Еще до начала встречи ее организаторы подчеркивали, что молиться вместе церковные иерархи не будут. «Встреча произойдет в аэропорту, то есть вне какого-то культового пространства, вне сакрального пространства», — сообщал митрополит Иларион.

По итогам переговоров главы двух церквей подписали декларацию из 30 пунктов. «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», — говорится в тексте документа.

Возможные результаты встречи глав двух церквей

Встреча папы римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла «положит конец ситуации некоторого застоя и откроет диалог Римско-католической церкви со всем православным миром», считают эксперты-ватиканисты.

По мнению автора нескольких книг о папстве Марко Полити, эта встреча имеет политический интерес для Ватикана и России. «Она поможет утвердить роль Ватикана на международной арене через экуменический диалог. Папа Франциск понял раньше, чем политики, что терроризм представляет опасность «третьей мировой войны» и что бороться с ним нужно общими усилиями, как когда-то с нацизмом», — отметил Полити.

Во Всемирном русском народном соборе, который возглавляет патриарх Кирилл, также уверены, что православные и католики должны объединить свои усилия «перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства».

В ВРНС надеются, что эта встреча «позитивно повлияет и на ситуацию на Украине, где каноническая церковь переживает сегодня тяжелые дни».

Священнослужители и религиоведы полагают, что диалог предстоятелей двух самых крупных христианских церквей поможет защитить интересы христиан. «Если они смогут найти общий язык, то, безусловно, миру нельзя будет игнорировать солидарность двух таких сильных духовных лидеров», — считает архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил.