Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 05 марта 2016/. Впервые я увидел этот самолёт в Музее современной истории в Москве. Он стоял в зале, посвящённом «лихим 1990-м», рядом с заверениями Ельцина «это наведение конституционного порядка!» и с простреленной дверью из московского Белого Дома.

Это был громадный макет самолёта КР-860 «Крылья России» — проекта двухпалубного широкофезюляжного самолёта разработки ОКБ Сухого. Эта модель как будто прилетела в мрачный зал 1990-х откуда-то из параллельной реальности, в которой СССР не распался в 1991 году, а претерпел какие-то фантастические трансформации.

КР-860 разрабатывался в пассажирском и грузопассажирском варианте, а впервые он был представлен на международном авиасалоне «Ле Бурже-1999», в пригороде Парижа.
КР-860, без преувеличения, должен был стать уникальным самолётом.

Тщательно проработанная аэродинамическая компоновка самолета, выработанная с привлечением специалистов ЦАГИ, обеспечивала уникально высокое крейсерское аэродинамическое качество — порядка 19,5. Для сравнения, у «рекордсменов» прошлых лет в области аэродинамического совершенства — стратегических бомбардировщиков «Боинг» Б-52 и 3М КБ Мясищева этот показатель, при значительно более тонком фюзеляже, не превышал 18,0-18,5.

Впервые в истории авиации на такого рода самолёте предполагалось применить крыло со складывающимися консолями, как на истребителях корабельного базирования, что позволяло значительно уменьшить стояночные габариты машины. В результате КР-860 должен был занимать на земле не больше площади, чем значительно меньший по размерам «Боинг-747».

Another world.jpeg

Складывающиеся консоли крыла КР-860

Пассажирский двухпалубный вариант «Крыльев России» был бы способен перевозить на глобальную дальность в 12 000-15 000 км до 860 человек при трехклассной компоновке, что как минимум на 150 человек превышало пассажировместимость «Боинга-747-400» и соответствовало бы вместимости будущего «Аэробус-А380» в одноклассной компоновке . При этом посадка и высадка людей были бы значительно облегчены за счет оснащения лайнера несколькими встроенными широкими опускающими трапами.

В конце 1990-х годов основной проблемой для создания КР-860 стал не планер, а двигатели и авионика самолёта. Тогда ОКБ Сухого вело переговоры с американской фирмой «Дженерал Электрик», создавшей тридцатитонные ТРДД CF6-80E1. Впоследствии именно модификация этих двигателей, созданная консорциумом Engine Alliance, в который вошла и «Дженерал Электрик», была установлена на «Аэробусе-А380». В конце 1990-х годов, на волне заявленной «дружбы с Западом», предполагалось, что Россия получит не только двигатели, но и лицензию на их производство на одном из отечественных предприятий. Но этим надеждам не суждено было сбыться.

В дальнейшем, после провала переговоров с «Дженерал Электрик», были рассмотрены варианты силовой установки, состоящей из четырех «спарок» отечественных двигателей ПС-90 (с тягой в 16 тонн) или НК-93 (с тягой по 18 тонн). Предполагалось, что более дешевая, хотя и более тяжелая восьмидвигательная силовая установка появится, в первую очередь, на грузовых вариантах КР-860, ориентированных, в основном, на внутрироссийские перевозки и на заказы военного ведомства России.

Еще одной чрезвычайно важной для страны задачей, которая могла быть решена с использованием КР-860, являлся вариант транспортировки по воздуху энергоносителей. Строительство новых магистральных трубопроводов, а также поддержание их в работоспособном состоянии в условиях тундры, тайги, горных хребтов, многочисленных рек и болот Сибири — задача чрезвычайно сложная и финансово затратная.

Расчеты, проведенные в ОКБ Сухого, показали, что «летающий танкер» на основе КР-850 мог бы стать своеобразным воздушным мостом длиной 1000-1500 км между северными месторождениями и южными районами России с развитой транспортной инфраструктурой. По оценкам ЦАГИ, стоимость всей программы «Крылья России» оценивалась в конце 1990-х годов в 3-4 млрд. долларов США. Примерно такую же стоимость имеет разработка лишь одного нового северного месторождения. Поэтому для варианта самолета КР-860, предназначенного для транспортировки сжиженного газа, оптимальным представлялось оснащение его двигателями, работающими на перевозимом природном газе, что стало бы совершенно новой вехой в деле перевода пассажирской авиации с дефицитного авиационного керосина на гораздо более доступный природный газ.

Однако, планам по созданию КР-860 так и не суждено было сбыться — и модель «Крыльев России» так и осталась единственным напоминанием о смелом проекте.