Новости Севастополя

Севастополь /Новости, 25 апреля 2016/. С 1950-го по 1983 год летчики СССР и США с их союзниками применяли оружие друг против друга около 40 раз. Назвать точную цифру невозможно, поскольку данные о некоторых эпизодах исходили лишь от одной из сторон, а другая информацию не подтверждала.

Без учета боевых потерь в ходе корейской, вьетнамской и ближневосточных войн, лишь в результате различных «недоразумений», Запад за это время потерял 27 самолетов и вертолетов и 139 военнослужащих, а СССР — всего шесть машин.

Не считая гибели южнокорейского «Боинга» в 1983 году, самым крупным по числу жертв — 17 человек — был инцидент 2 сентября 1958 года, когда четыре советских истребителя МиГ-17 атаковали и сбили американский разведывательный самолет «Геркулес». Он упал в Армении. Останки погибших были возвращены Ереваном спустя 40 лет.

По оценкам военных историков, дисбаланс объясняется тем обстоятельством, что именно СССР был практически со всех сторон окружен американскими базами, а не наоборот.


на фото: МиГ-17, первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым.

Во многих случаях советские политики и генералы вели себя непредсказуемо: закрывали глаза на незначительные вольности другой стороны, а в какой-то момент по причинам, известным только им, вдруг решали положить этому конец и без предупреждения приказывали своим летчикам стрелять на поражение. Особенно ярко это проявилось в районе границы между двумя Германиями в 1960-1964 годах.

Прежде она де-факто рассматривалась не как государственная, а как разграничительная линия между оккупационными зонами бывших союзников.


На снимке — герой публикации И.И. Пстыго

После возведения Берлинской стены советские ВВС устроили настоящую охоту на американские и британские самолеты, допустившие малейшее нарушение, причем, как вспоминал бывший командующий 16-й воздушной армией Иван Пстыго, ставилась задача не вытеснить их из своего воздушного пространства или принудить к посадке, а «наказать виновника во что бы то ни стало».

«В счет будущей войны»


(На фото: «Мустанг», проходивший испытания в СССР. Затем был направлен в одну из частей как учебная машина. По воспоминаниям советских летчиков-испытателей: «Впечатление от американских истребителей было резко отрицательным. Хотя машина и отличалась высокой скоростью, но была тяжела, как утюг».)

Еще не закончилась война, а 18 марта 1945 года американские истребители «Мустанг» в районе Кюстрина по ошибке вступили в бой с советскими истребителями «Як-3» и сбили шесть самолетов. Двое пилотов погибли, один был ранен.

В свою очередь, советский ас Иван Кожедуб 17 апреля, также по недоразумению, сбил два «Мустанга».

Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но «Мустанги» Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: «Никому не рассказывай. Эти победы — в счет будущей войны».

Первые выстрелы

После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала «навести порядок».

Очередная «воздушная крепость» Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.


На фото: Бомбардировщик B-29 в полете. Предположительно 1945 г.

Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме. Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.

Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: «Как, стрелять по русским?».

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 «Приватир». Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.


На фото: PB4Y-2 «Приватир», дальний тяжелый бомбардировщик.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что «Приватир», по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не «Приватир», а «летающая крепость» Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V «Нептун» был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.


На снимке Lockheed P-2 Neptune — американский базовый патрульный самолёт.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов — вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка «зацепил» советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.
Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.


На фото: С-118 (Douglas DC-6) американский поршневой авиалайнер.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C «Фантом» вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот «МиГа» Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.


На иллюстрации McDonnell Douglas RF-4C Phantom II, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения. Считается первым в мире серийный истребитель, несущим ракеты среднего радиуса действия.

 

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.

Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский «Боинг-707» компании «Korean Air Lines» с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.


Boeing 707 — четырёхдвигательный пассажирский самолёт, спроектированный в начале 1950-х. Один из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviation Caravelle

 

По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира «Боинга», огонь был открыт без предупреждения.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. «Боинг» совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.

 

А теперь давайте поговорим о тех случаях, когда американцы наносили урон Советскому Союзу

В конце 1950 года бортовым стрелком патрульного самолета P2V-«Нептун» был сбит один из МиГ-15, вышедших на его перехват возле Владивостока. Это сообщение подтверждается только американской стороной. Не удивительно, что 6 ноября 1951 года «Нептун» другой модификации, занимавшийся разведкой погоды для обеспечения боевых операций в Корее, был сбит советскими перехватчиками и по сообщениям советских пилотов вел по ним огонь.

Угнанный из Северной Кореи МиГ-15 Бис, под охраной в ожидании летных испытаний на Окинаве, 1953 год

 

В сентябре 1950 года двухмоторный советский бомбардировщик «А-20» старшего лейтенанта Константина Корпаева был атакован 11 американскими самолетами недалеко от острова Хайон-дао и сбит, несмотря на то, что его сопровождали два советских истребителя. По утверждению американцев, неопознанный самолет, летевший со стороны советской базы, был замечен на радаре одного из патрулировавших район эсминцев. С авианосца Велли-Фордж (USS Valley Forge) поднялись истребители, но когда они взяли самолет в кольцо, тот открыл по ним огонь, за что и был уничтожен.

Бомбардировка аэродрома Сухая речка

8 октября 1950 в пятом часу вечера два Lockheed F-80 Shooting Star («Метеор») прошли над полевым аэродромом Сухая речка (село в Хасанском районе Приморского края), сделали боевой разворот и атаковали стоящие на земле советские самолеты, повредив 7 из двадцати расположенных на взлетной полосе самолетов.

Локхид F-80 Шутинг Стар — первый американский серийный реактивный истребитель

 

На следующий день СССР подал официальную ноту протеста ООН. И 20 октября президент США Гарри Трумэн признал вину США и выразил сожаление в том, что американские ВВС нанесли урон Советскому Союзу. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду.

По словам же советских летчиков и очевидцев, никакой низкой облачности в день налета у Сухой речки не было, день был ясный и солнечный. Американцы вряд ли могли потерять ориентировку, так как должны были понять свою ошибку еще при подлете к тихоокеанскому побережью по его очертаниям.

Остатки памятника погибшим советским летчикам при бомбардировке аэродрома

 

И вот две странные детали. Во-первых, американские летчики, непосредственные участники атаки, прослужили после этого инцидента более 20 лет в ВВС, один из них после работал в ЦРУ. А во-вторых, у села Перевозное в Хасанском районе Приморского края есть памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 г.».

Воздушный беспредел

МиГ-15 и F-86 «Sabre» в совместном показательном полёте

 

В ноябре 1952 года в 30 — 35 километрах к югу от мыса Гамова (Японское море) произошел бой группы американских самолетов с четырьмя советскими истребителями МиГ-15. Согласно советской версии, четверка МиГов поднялась по тревоге на перехват неприятельских самолетов, взлетевших с авианосца и двигавшихся в направлении советской границы. Воздушный бой произошел на высоте 8 тысяч метров над морем в 10-15 километрах от нашей морской границы. Советские истребители были атакованы американцами внезапно и не успели перестроиться в боевой порядок. Два самолета были сбиты, третий, из-за отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в бою не участвовал. Четвертый же оторвался во время боя от своих самолетов и вернулся на базу.

Два Ила

Ил-14 — советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт

 

В том же 1952 году жертвами воздушного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнослужащих — женщины, дети. Никто не выжил.

Примечание — По этой трагедии не удалось найти более точных данных, буду благодарен за подробности. Возможно, что в статье-первоисточнике об этой трагедии допущена ошибка, поскольку Ил-14 официально начали эксплуатировать с ноября 1954 года, хотя его первый полет прошел летом 1950 года. А автор статьи-первоисточника перепутал 1952 и 1953 года.

27 июля 1953 г. пассажирский самолет Ил-12, совершавший перелет из Порт-Артура во Владивосток был атакован четырьмя американскими истребителями. Экипаж самолета и пассажиры, всего 21 человек, погибли.

Американские летчики облетели Ил, а затем расстреляли в упор безоружный транспортный самолет. Зачем они это сделали? Существует несколько версий. Согласно одной, американцы просто хотели показать свою силу в день заключения перемирия в Корее. По другой — охотились за командованием Тихоокеанского флота или маршалом Малиновским, который должен был возвращаться в СССР в этот день. СССР подал иск к США, но из-за встречных претензий и увиливаний, таких как искажение координат места происшествия, компенсации так и не были выплачены.

Пропавшие Ту

17 июля 1964 года экипаж самолета «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авиационной группы. После этого связь с самолетом прекратилась.

Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт

 

25 мая 1968 года. Самолет «Ту-16р» пролетавший над Норвежским морем доложил об обнаружении американского авианосца «Эссекс». После доклада самолет загорелся и упал в море. Его обломки и останки трех членов экипажа были найден во время поисково-спасательной операции. Во время авиакатастрофы в небе находились 4 или 5 американских самолетов.

По другим источникам, один из самолетов, разворачиваясь на малой высоте, зацепил крылом воду. Экипаж погиб, тела трех членов экипажа были подняты американцами и переданы советским представителям. Эта версия вызывает сомнения, так как точно такое же объяснение приводится в рассказах о гибели аналогичного самолета 26 июля 1980 года.

Как утверждается в описании в этому ролику, на видео запечатлен момент крушения советского бомбардировщика под командованием А.Плиева в Норвежском море возле авианосца Эссекс.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года. При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика.

Заключение

МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия

 

По данным американского журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт», с 1950 до конца 1960-х годов США произвели до 20 тысяч полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявления сил и средств системы ПВО. Кроме самолетов-разведчиков, способных подниматься на высоту, недоступную для советских истребителей, для сбора данных с 1954 года использовались автоматические дрейфующие аэростаты. Противоядием против этого стало принятие на вооружение С-75 и Су-9,истребителей-перехватчиков с потолком высоты в 20 километров.

Считается, что после того, как на вооружении в Советском Союзе появились истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются одними из лучших в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы негласно признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного оружия.