Из чего сделаны чемпионки Севастополя?

опубликовал (а) -
0 33

 

С15 по 18 декабря в Балаклаве прошел  чемпионат и первенство города по художественной гимнастике. Победительницы будут представлять город на чемпионате в Сочи. Руководителем мероприятия стала старший тренер отделения художественной гимнастики спортшколы № 8 Наталья Симашкевич.

Художественная гимнастика – самый красивый вид спорта. 

Когда наблюдаешь за выступлением гимнастки, кажется, что перед тобой сверхчеловек: гибкость и грациозность девушки просто не поддается разумению. За этой легкостью движений стоит каторжный ежедневный труд. Работать спортсменка начинает в раннем детстве и делает это изо дня в день. Порой приходится переносить сильную боль, и тут главное – не остановиться, не бросить мечту.

Какие секреты таит художественная гимнастика как вид спорта, можно ли вырастить из обычной девочки чемпионку? 

Давайте спросим об этом Дарью Козловскую, профессионального тренера девочек 5-12 лет. 

— Дарья, как ты определилась с призванием?  

— Я долгое время выступала как гимнастка и поняла, что не могу без этого жить. Одно дело – когда выступаешь ты сама, и совершенно другое – когда выступают дети, которых ты тренируешь. У каждого ребенка свои особенности, к каждому нужен индивидуальный подход. Кто-то лучше выступает, кто-то хуже. Тренер пропускает через себя все эмоции и чувства юных гимнасток, помогает себя реализовывать. Каждый ребенок что-то может, умеет, а чего-то боится. Мое дело заставить их поверить в себя, оценить ошибки и исключить их. Это очень важно, именно поэтому я работаю тренером.  

— Но ведь дети — они такие разные…  

— Да, поэтому все зависит от тренера: он должен уметь «улучшить» любого ребенка. Редко бывает, что в пять лет ребенок понимает, зачем все это нужно и куда следует стремиться. Для них это игра. Родители часто отдают дочерей в отделение художественной гимнастики для общего развития. Поверьте, это совершенно не тот спорт, к которому следует таким образом относиться. Это серьезный вид спорта, в котором есть все: боль, ушибы, растяжения, травмы… Родители должны понимать это. Ну, а наша задача – вызвать у девочки интерес, показать, как все может быть красиво и как зрителям понравится выступление. Ведь это яркий, зрелищный вид спорта. Смотришь на гимнастку на ковре, и кажется, что она так легко все это проделывает, с такой игривой грациозностью… А на самом деле это годы труда, изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такие нагрузки. 

— Как же получаются чемпионки?  

— Чтобы вырастить спортсменку, нужно много труда. Большой плюс, когда дети приходят на занятия с радостью. Тренер со своей стороны часто выкраивает личное время, ищет зал для тренировок.  

— Могут ли быть проблемы со школой у гимнасток? Такие нагрузки…  

— Парадокс заключается в том, что в большинстве своем гимнастки — отличницы. У меня в группе всего две девочки у которых есть четверки в четверти. Мы стараемся пресекать плохую учебу, бывает, что отправляем детей домой учиться и догонять школьную программу.  

— Получается, что гимнастика стимулирует умственное развитие?  

— Конечно же. Нужно думать прежде, чем делать какое-то движение, надо понимать, как ты поймаешь обруч или булаву. Представляете, если булава весом 300 грамм упадет на голову с высоты 5-7 метров? Надо уметь реагировать и анализировать ситуацию мгновенно. Гимнастика стимулирует работу обоих полушарий головного мозга. Надо еще добавить, что девочки без сильного характера в этом виде спорта не остаются, ведь здесь надо буквально вцепиться за идею и стоять до последнего. Очень часто у девочек «опускаются руки», особенно если одни соревнования сменяют вторые, тут же подходят третьи… 

— А когда чаще всего бросают занятия?  

— Когда занимают самые обидные места – второе и четвертое. Второе – это если ты не дотянул до первого совсем немножко. А четверное означает, что ты не вошел в тройку лучших. При нынешней конкуренции это многое значит.  

— Сколько спортивных школ в Севастополе занимаются подготовкой спортсменок по художественной гимнастике? 

— С отделением художественной гимнастике у нас четыре спортивные школы. Это пятая спортивная школа на Симферопольской, шестая на Корчагина, седьмая – наша в Балаклаве, восьмая — на Северной. У нас в городе достаточно сильные тренеры. Конечно, при этом нужно прикладывать все усилия, чтобы оставаться на плаву.  

— Ты недавно защитила диплом по своей основной специальности? 

— Это второе высшее образование, так как первое связано с другой сферой деятельности – туристический бизнес. В наше время образование играет основную роль: мало кому интересно, что в 2007 году я была чемпионкой Украины по художественной гимнастике. Основа доверия – это академическое образование, подтвержденное бумагой с печатью. 

— Какие еще титулы тебе покорились?  

— В 2006 и 2008 годах я была бронзовым призером «в отдельных видах спорта», в 2007 завоевала золото, а в 2009 году мы с командой стали победительницами первенства чемпионата по групповым упражнениям в Польше. Там же я выполнила норматив мастера спорта, но так как в Польше такого титула нет, а есть только «синьорка», официально я осталась КМС.  

— Какой возраст оптимален для начала занятий художественной гимнастикой?  

— 5-6 лет. Можно приходить и позже, но важны хорошие  физические данные и желание. Дети должны гореть этим. Я начала заниматься в 4 года.  

 — Как проходит занятие? 

— Начинаем всегда с растяжки. Это очень жесткая тренировка, так как садятся на шпагат дети не просто на пол, а положив одну ногу на скамью. При этом они иногда плачут и даже кричат от боли. Хочу сказать, что кричат они так, что рядом тренирующиеся боксеры боятся в нашу сторону даже смотреть. А меня вообще стороной обходят… При этом дети не просто хотят ходить, они ни одной тренировки не пропускают! Я не могу сказать девочке, которая не хочет сидеть в шпагате: «ну ладно, не делай сегодня!» Потому что коллективная работа важна, и ребенок должен выполнять требования. 

— Конкуренция, о которой мы столько наслышаны… Она ощущается в группе? Как девочки относятся друг к другу?  

— Они очень хорошо друг к другу относятся. Всегда выручают, подсказывают. Старшие учат маленьких. Иногда большие девочки помогают мне вести тренировку, так как я одна бывает преподаю на две группы. Разница даже в два года между девочками очень ощутима… Я работаю над тем, чтобы они не проявляли подлость по отношению друг к другу, объясняю, что успех приходящий. Сегодня ты лучшая, завтра нет. И наоборот. Важна здоровая конкуренция и отсутствие зависти. 

— А если вот родители привели, и ребенок хочет заниматься, а тренер видит – не потянет? 

— Так бывает. Я обычно честно говорю сразу. Видно по фактуре, по движениям. Но желание может перебороть все. В том числе и лишний вес — не помеха.  

— А бывают полненькие гимнастки? Мы привыкли видеть стройных, но если предположить…  

— Конечно же, бывают. Алина Кабаева, например :)… Главное – желание заниматься. И вообще, полные быстрее и лучше тянутся, как ни парадоксально. А потом лишний вес можно согнать в большинстве случаев.  

— А мальчиков к вам приводят заниматься? Сейчас мода пошла от японцев на мужскую художественную гимнастику…  

— Родители приводят, но мы пока не берем. Все-таки женский вид спорта. 

— У тебя были серьезные травмы?  

— Да, конечно, я ломала ногу… В тренерском возрасте, когда бежала за автобусом… 🙂 

Вот такой увлекательный получился диалог, но время очень быстро пролетело… Захотелось продолжить общение, ведь осталось так много вопросов: как девочки относятся к предмету, с которым выступают, как преодолевают страх… Да и для себя хотелось бы получить пару практических советов, например, какие упражнения надо делать, чтобы сесть на шпагат и как в конце-концов похудеть. Задам-ка я эти вопросы в другой раз — сейчас у тренера слишком много обязанностей.   

Выступления закончились, а зрители еще некоторое время любовались балующимися на ковре грациями. За этой невесомой гибкостью скрываются годы ежедневного каторжного труда. Но знаете что? Мне показалось, что для девочек это никакое не истязание, а просто игра, которая приносит колоссальное удовольствие.